Фестиваль «Особый взгляд»

ФЕСТИВАЛЬ 2022

Всероссийский форум-фестиваль «Особый взгляд» уже в третий раз собирает лучшие образцы социального и инклюзивного театра — такого, который формирует новый сценический язык и знакомит с героями и явлениями, обычно остающимися в тени. В этом году фестиваль прошел на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Познакомившись с театральной, междисциплинарной и образовательной программой, наши авторы Алёна Мороз и Мария Крашенинникова-Хайт написали два текста: о фестивале и о социальном театре, каким он представляется сегодня.

СТАТЬИ О ФЕСТИВАЛЕ 2022

«Финист Ясный Сокол»

В спектакле театрального проекта «Дочери Сосо» о невестах исламских боевиков девицы-красавицы в сказочных нарядах выплетают дивные напевы, и водят хороводы, и оборачиваются — кто павой, кто лебедушкой, кто разочарованной женщиной «за», кто испуганной школьницей, кто выпускницей с амбициями, а кто — и строгой прокуроршей, требующей для очередной подсудимой уголовного срока за пособничество организации, запрещенной на Руси. Но, назначенные вещами, во всех своих ипостасях находят только новых хозяев. А осознать и разорвать этот замкнутый круг — задача уже для зрителей.

«Чеберина и Ягпери»

Как договориться с богами, спасти близкого от болезни и разглядеть любимого в заколдованном чудище? Перво-наперво снять обувь, убрать из рук всё лишнее и закрыть глаза. Ижевский театр «Надежда» приручил удмуртский фольклор и превратил его в аудиально-тактильный портал в сказку. Под звуки народных инструментов — креза, варгана, свистулек и дудочек — 20 зрителей отправляются в путешествие по хвойному лесу, рекам и небу. В итоге незамысловатый телесный опыт — взяться за руки, позвенеть колокольчиком, шагнуть вслед за остальными на колючую кочку — даёт пережить чудо со-бытия.

«Формула камертона»

В нашей разумоцентричной культуре привычно предъявлять нарративы, ведущие от личных историй к философским категориям — добру, помощи, поддержке… Но достоин ли человек внимания и принятия, даже если ему сейчас нечего сказать или если речь для него не самый удобный способ самовыражения? Спектакль ПГОО «Аспектус» из Перми ставит перед собой задачу сделать каждого человека из команды в принципе слышимым. Актеры произносят слова, свои и чужие, делятся опытом своей повседневности и обнаруживают, как порой неловко, но ценно находиться в зоне видимости других.

«Возможность тождества»

На сцене два человека. Оба мужчины, оба живут в России, оба пластично двигаются, оба играют в спектакле. Этот старше. У того борода. Этот профессионально танцует. У того есть инвалидность. Этот пережил пожар. Тот танцует как Майкл Джексон. Возможна ли между ними договорённость и совместное существование, особенно если каждый раз структура спектакля — сюрприз для исполнителей? А возможно ли тождество, то есть неразличимость идентичностей по Лейбницу? Этот вопрос исследуют в инклюзивном театре «Круг II», и процесс поиска ответа кажется увлекательнее и важнее, чем сам ответ.

«Наизнанку»

В инклюзивном театре органика актеров часто определяет постановку: наблюдать за естественным существованием человека с другой телесностью, как правило, завораживающе интересно. В театральной студии «Неравнодушные» из Орла этот принцип вывернули наизнанку и получили другой тип спектакля — о том, как человек без ментальной инвалидности помещает Другого на свое поле и меняется во взаимодействии с ним. Во многом иллюстративный, спектакль подсвечивает стереотипы отношений и провоцирует замечать различия, чтобы искать общие точки и делать первый шаг к инклюзии.

«Господа Головлевы»

Московский театр «Недослов» пользуется жестовым языком как художественным приемом, заставляя скучную школьную классику дышать, сверкать и переливаться сотней оттенков подлинных человеческих чувств. Социальная сатира Салтыкова-Щедрина, подсвеченная пластически и разыгранная на пустой сцене с помощью трёх деревянных дверей и пяти ящиков, приобретает метафизический размах шекспировского «Короля Лира». А потом и его перерастает, разливаясь во всю бесконечную ширь русского поля экспериментов — через поколения, к итогу, неминуемому там, где люди не любят и не хотят понять друг друга.

«Интернат»

Спектакль-репортаж московского театра «Наивно? Очень» на основе текста в «Новой газете», который Елена Костюченко и Юрий Козырев написали, прожив две недели в психоневрологическом интернате, не играет в игры. Уважительно лаконичная театральная документалистика без изображения и подражания с взаимозаменяемыми актёрами-инструментами и текстом с листов внимательно и бережно передает из рук в руки зрителю истории героев статьи, невидимых для мира, но не понарошку страдающих. И получается невероятно живой — пронзительно нежной, страшной и смешной. Такой, что развидеть уже не получится.

P. S. Экспертный совет зрителей выбрал этот спектакль визиткой фестиваля на следующий год.

«Жаль, что тебя здесь нет»

Коллективное сочинение петербургской театральной компании «Разговоры» отправляется из метафорического зала ожидания, где всё, как и в жизни, непонятно, в переливающийся всеми цветами трип в пространство музыки, где всё (как и в жизни?) возможно. В образах, с любовью и вниманием выращенных из их органики, особые актёры центра «Антон тут рядом» властвуют на сцене: поют, усердно допевая до конца нужное количество припевов, танцуют, приглашая всех присоединиться, встречаются с кумирами и спасают Вселенную. А зритель — когда не подпевает и не отплясывает — тренируется слушать и слышать другого и по-настоящему верить в чудеса.

«Пакетик, который хотел быть нужным»

Спектакль-читка о судьбе Полиэтиленового Пакетика, который мечтает переродиться и снова стать нужным, подключает зрителей на нескольких уровнях. Во-первых, это актуальная история об экологии: мягкий кусочек пластика рискует застрять на свалке на 200 лет, но после череды испытаний попадает в переработку. Во-вторых, экология, как оказывается, — это не только про пластик, но и про взаимоотношения. В-третьих, оформление спектакля: вокал и арфа, символический реквизит и искреннее существование исполнителей из театральной компании «Разговоры» (фонд «Альма Матер») — создает пространство, в котором очень легко поверить в чудо и воспринять привычную общественную риторику действительно близко к сердцу.

«Плюс минус спектакль»

Сделайте шаг вперед те, кого носят на руках, как принцесс. Покажите пальцем на того, у кого более миллиона просмотров в Youtube. Получите гайд ответов на неудобные вопросы о материнстве от успешной мамы двоих детей. Послушайте, как жизнь превращается в балладу о платьях. Героини спектакля из Набережных Челнов (фонд «Солнце внутри») — популярные инстадивы? Нет, это девушки с разной физической инвалидностью. Прямо, честно, образно и смешно они рассказывают об опыте своей повседневности и вовлекают зрителей то в осмысление цифр, то в спортивное соревнование, то в личную историю из детства (похожая была у каждого третьего в зале). В итоге граница между исполнительницами и зрителями никуда не исчезает, но на какое-то время становится проницаемой — а значит, открывается возможность для диалога.