Проект «ВСЛУХ», РАМТ

В мае 2022 в РАМТе стартовал второй сезон проекта «Вслух» — театрализованные читки современной литературы для детей. В этот раз в фокусе внимания режиссёров оказались книги для тех, кому 6–9 лет. Выбранные тексты ведущих российских детских издательств динамичны, образны и полны глубоких вопросов, поразмышлять над которыми полезно читателям всех возрастов.

Театр переносит текст на сцену, а значит подбирает художественные средства, которые помогают действительно поговорить со зрителем. После каждой читки диалог продолжается: куратор проекта Мила Денёва проводит обсуждение с залом, актёрами, режиссёром, а иногда и с писателем. В этом сохраняется РАМТовский и даже до-РАМТовский дух Центрального детского театра: юные зрители непосредственно участвуют в творческом процессе и могут на него влиять, а также обнаруживают в себе зудящее желание высказывать свои мысли о литературе и о театре.

Каждая читка проводится один раз. В конце сезона 2022–23 организаторы выберут, какую из них превратить в полноценный спектакль и включить в репертуар. Все записи читок выкладываются на странице проекта, а если вы в Москве, можно смотреть вживую: вход свободный по регистрации.

Второй сезон проекта «ВСЛУХ» проводят Фонд поддержки РАМТ совместно с Фондом культурных инициатив.

ВТОРОЙ СЕЗОН ПРОЕКТА

«Музыка моего дятла» Анны Анисимовой, реж. Артём Устинов

Мир главной героини наполнен звуками, запахами и ощущениями, а ещё полон приключений и любви. Случайные взрослые полны предубеждений и жалеют девочку, которая не видит, но она сама совершенно этого не понимает, ведь вокруг невероятно интересно! Там каштаны, шишки и дедушкина третья нога, художественная школа и ватрушка, чтобы кататься с горки, глупые пупырышки в лифте и тайный шифр, известный только избранным, а ещё звуки птиц — и особенно дятла, которого, оказывается, так просто вычислить на слух. Актёры читают книгу издательства «Самокат», сидя за длинным столом, накрытым чёрным тяжёлым покрывалом. У них в руках то шуршащие пакеты, то сокровища-пуговицы, то подушки-облака, а на столе — лампы, подсвечивающие детали и лица. И несмотря на то, что самые маленькие зрители порой увязают в тексте и ждут большей динамики, такое решение режиссёра как нельзя лучше помогает прочувствовать героиню: приглашает додумать то, чего не видно, и погружает в её мир с головой.

«Большая маленькая девочка»
Марии Бершадской,
реж. Юлия Беляева

Двухтомник издательства «КомпасГид» — это сборник рассказов о девочке Жене, которая в свои семь лет выше самого высокого баскетболиста, а ещё настоящий сериал и календарь взросления из 12 историй о дружбе, зависти, обидах, взаимопомощи и любви. Женя переезжает из посёлка в город побольше и старается его приручить. Ей помогают новые друзья по двору, папа и такса Ветка. Эту книгу порой сравнивают с неустаревающими «Денискиными рассказами»: юмор сочетается с тонким психологизмом, бытовые ситуации хорошо знакомы, а то, как Женя переживает своё отличие от других, оказывает терапевтическое воздействие на читателей всех возрастов.
На сцену три истории из жизни Жени перенесли в динамике кометы. Яркие образы, созданные актёрами в рекордные сроки, помогли зрителям увидеть на сцене стремительное кино о том, как выстраиваются отношения, а потом и задуматься, чем поливать «внутренний огурец», чтобы вырасти хорошим человеком.

«Кит плывёт на север»
Анастасии Строкиной,
реж. Мария Критская

Маленький мамору плывёт на спине кита, чтобы найти свой остров и стать его хранителем. Из навигационных приборов у него только сны, вера да напечатанное на обложке название издательства «КомпасГид» — именно здесь вышла книга, на которой уже успели вырасти некоторые зрители РАМТа. Загадочному зверьку-духу снится неугомонный Остров-и-его-братья, который заплыл в самую далёкую точку мира; маленький песец Акчинук с голубой шерстью, влюбившийся в Сиреневую Луну; завистливая Чёрная рыба и рыбак с женой, нашедшие покой в деревне мёртвых. Снится и другое, о чём режиссёр Мария Критская в этот раз решает умолчать, но в будущем — кто знает? Мерцающий кит на стене, хвостатые серые подушки-мешки, посох дождя в руках у актёров — и тебя уже влечёт на Север, вглубь алеутского фольклора и вымысла. А в конце пути приходит понимание: если искать ответ на вопрос, какой ты и зачем, а потом прислушаться к миру и поддержке друзей, обязательно встретишься со своим предназначением.

«Акулиска враг редиски»
Бьёрна Рёрвика, 
реж. Катя Корабельник

В историях норвежского писателя о Поросёнке и Лисе, которые издаёт «Самокат», герои дружат, играют и исследуют мир, не боясь показаться глупыми и смешными. Они преодолевают страхи и с помощью творчества получают то, чего хотят. Нарочито детские карандашные наброски — иллюстрации Пера Дюбвига — передают ощущение от каждого персонажа: через штрихи и цвета сквозит радость, недоумение, испуг, злость, очарованность… Не книга, а ненавязчивое пособие по эмоциональному интеллекту.
Для читки режиссёр Катя Корабельник выбрала три истории: о кукушке — исполнительнице желаний, о загадочном зверьке Акулиске, от которого удалось защитить огород, и о победе над злым и сварливым Картоном лютым. Читка решена в духе иллюстраций, как обманчиво простой набросок: голосовые и интонационные приёмы помогают юным зрителям присоединяться к чувствам героев, а настроенческая музыка задаёт жанр — весёлое приключение, в котором можно чуть-чуть вырасти над собой.

«Давай поедем в Уналашку» Анны Красильщик, реж. Аля Ловянникова

Хит издательства «Белая ворона» читают буквально все, и это неудивительно. Книга о десятилетнем Марке, его любящей маме и бабушке, хранящей большую тайну, увлекает детективным сюжетом, цепляет точными деталями современной жизни и дарит всем, кто хотя бы на минутку соотнёс себя с главным героем, неизбывную веру в себя. В этой истории нет ни капли магии, а всё равно случается чудо. Сценическая версия книги цепляет полнотой театрального воплощения: несмотря на мимолётность формата, актёры присвоили и прожили текст, а уютные декорации и яркие звуковые акценты (чего стоит только музыка из «Шерлока» или пронзительные рыдания резиновой курицы, припрятанной под столом) превратили читку в настоящий эскиз. Конечно, все линии повествования не поместились в часовую инсценировку, но на сцену удалось перенести несущую конструкцию книги — взаимопонимание и волшебство человеческих отношений, благодаря которым действительно верится в счастливый конец.

«Коричневое утро» Франка Павлоффа, реж. Саша Золотовицкий

Читка книги издательства «КомпасГид» пройдёт 27 ноября в 17:00. Регистрация открывается в понедельник на неделе показа

«Как Шлёп обиделся» Уильяма Стайга, реж. Ярослав Жевнеров

Читка книги издательства «Розовый жираф» пройдёт 16 декабря в 17:00. Регистрация открывается в понедельник на неделе показа.