«Человек из Подольска» Семёна Серзина — это не психологический триллер, когда главного героя мучительно допрашивают, проникают в сознание и копаются там. Это русский народный триллер, о чем и сообщается в программке.
Людей в Подольске много, а пьеса Дмитрия Данилова стала настолько популярной, что в Москве уже сложно посчитать количество постановок, а в Ярославле, кажется, есть только одна, которая как раз приехала в Москву в рамках фестиваля «Уроки режиссуры». Если вы про «Человека из Подольска» ничего не слышали, рассказываем сюжет.
Серого, немного убогого и несчастного Человека из Подольска задерживают без объяснения причин, и начинается вроде бы типичный допрос, но вот вопросы странные. Когда Подольск стал городом? Какое у него население? Что допрашиваемый видит, когда добирается до работы? Допрашиваемого, кстати, зовут Николай. И вот обычные полицейские уже ведут с ним интеллектуальные беседы, слушают Кейджа, исполняют развивающие танцы. И всё это несет терапевтический эффект, они хотят, чтобы задержанный иначе взглянул на свою жизнь, захотел в ней что-то поменять и из черно-белой превратил в цветную.
В своей постановке Семён Серзин не переходит тонкую грань между театром абсурда и театром психологическим. Он использует визуальное воздействие, переодевая героев в кокошники, красные сапоги, выводя на сцену живого козла, добавляя черно-белые крупные планы с помощью экранов (прием не новый, но работает отменно). Но главное достоинство спектакля – блестящий актёрский ансамбль, который полтора часа сияет разными красками.
Николай (Андрей Кузичев) – типичная серая масса, у которого нет в жизни ничего плохого, да и хорошего в общем-то тоже нет. Нормально так живет, его никто не трогает, он никого не трогает. Не хуже, чем у всех, но и не лучше. И такой Николай абсолютно не вызывает жалости. Но вот с глаз спадает пелена этой серой замыленной жизни, и появляется надежда, что у Николая что-то получится. Преображения не случается, но появляется надежда на него… И она у Кузичева в глазах.
Первый полицейский (Владимир Майзингер) – типичный, слегка агрессивный представитель ментов, набирающий слова на клавиатуре одним пальцем и готовый раздолбать эту несчастную клавиатуру на куски, вдруг превращается почти в друга, который может поддерживающе хлопнуть по плечу и научит танцевать. И это такой образец человечности, почти как воспитатель в детском саду.
Блистательный Человек из Мытищ Сережа (Виталий Кищенко) – очаровательный отличник, уже прошедший через воспитательные процедуры этого участка, он бойко отвечает на все вопросы и тоже поддерживает Николая в его нелегких уроках мастерства жизни.
И главная звезда этого спектакля – Агриппина Стеклова феерично превращается из «Господжи Капитан» в заигрывающую даму, потом в скромницу, потом в дьяволицу-соблазнительницу и обратно. Успевает и рассмешить весь зал, и поплакать над тем, как прекрасны родные просторы из окна электрички.
Яркие и замечательные здесь также и другие актёры – Илья Варанкин, Сергей Карпов, жар-птица Татьяна Коровина и чудный козел Феня, который составляет серьезную конкуренцию звездам сцены, перетягивая всё внимание на себя.
И пьеса в общем-то не о том, какие все персонажи прекрасные и как в том странном участке весело, а о чем-то большем, и при всей легкости спектакль говорит о важных вещах и вопросы полицейских попадают не только в Николая, но и в зрителей.
Все мы вспоминаем цвет двери в свой подъезд, пейзаж из окна автобуса/электрички, понимаем, кого любим, а кого – нет. А главное, вспоминаем, что не только всякие Амстердамы – красивые города с историей. У нас тоже есть и история, и церкви, и прекрасные старинные здания. Даже в Подольске. И хочется, как Госпожа Капитан, попросить всех о двух вещах:
1. Погуляйте в солнечный день по родному городу, и вам откроется много прекрасного.
2. Прокатитесь на электричке, без телефона в руках и сна в глазах. Просто прокатитесь и посмотрите на поля, речки, мосты. Оно же всё такое родное и прекрасное.
А еще Семен Серзин снимет фильм «Человек из Подольска»! Ждём! 🙂
Автор – Наталия Мануйлович