19 мая свой юбилей отмечает режиссер-постановщик театра кукол им. С.Образцова, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка республики Северная Осетия-Алания ― Екатерина Михайловна Образцова. Внучка великого кукольника Сергея Образцова, в 1978 году окончив училище им. Б. Щукина, продолжила театральную династию. Успешно работала актрисой в театре «Сфера», режиссером на студии «Союзмультфильм» («Куплю привидение», «Страна слепых»), ставила антрепризные спектакли. С 1996 года Екатерина Михайловна работает режиссёром-постановщиком в Государственном академическом Центральном театре кукол им. С.Образцова, где воплотила лучшие произведения мировой классической литературы (А. Пушкин, Н. Гоголь, Дж. Свифт, М. Сервантес). Сегодня режиссер продолжает рассказывать яркие, лирические, добрые истории хрупкой и сказочной страны кукол.
Театр кукол носит имя Вашего знаменитого дедушки, режиссёра и реформатора Сергея Образцова. Вы до сих пор ощущаете личную ответственность перед авторитетом Сергея Владимировича?
Я пришла в театр кукол, когда моего дедушки Сергея Владимировича уже не было. Конечно, я испытывала чувство огромной ответственности ещё и потому, что в театре работала моя мама Наталья Сергеевна, заслуженная артистка СССР. Её фраза в спектакле «Необыкновенный концерт»: «Я готова!», ― облетела весь мир и была сыграна на разных языках. А маленькой девочкой я ездила очень часто с мамой на гастроли. Поэтому, когда я пришла в театр, всех хорошо знала… Мне пришлось работать с тётей Аллой, тётей Женей, дядей Сашей… Утвердиться среди них было крайне сложно, они же меня девчонкой знали! Какой я для них режиссёр?!
Но, слава Богу, я пришла в театр не одна, а с замечательным художником, которого знают абсолютно все ― Сергеем Александровичем Алимовым. Он «папа» льва Бонифация. Вот мы пришли с ним и начали делать спектакль «Пиковая дама». Это была моя первая работа. Было очень сложно работать с людьми, которых ты знаешь с детства. Это настоящий труд! И им, наверное, было непросто. Но, невзирая ни на что, мы получили первую премию «Хрустальный цилиндр»! С тех пор в театре сделано много-много работ с Сергеем Алимовым, которого, к сожалению, не стало 17 декабря 2019 года. Это огромная потеря для театра и для меня лично… Мой большой-большой друг ушёл из жизни!..
Екатерина Михайловна, в преддверии Вашего юбилея, интересно было бы узнать, какой самый запоминающийся презент когда-либо Вам был подарен?
Главные подарки – это люди, которые меня окружают. Мне всегда очень везло на людей! Я работала на «Союзмультфильме» с Геннадием Гладковым, Александром Журбиным, была актрисой в театре «Сфера». Сыграла там много ролей: Роза в «Маленьком принце», Весна в «Снегурочке»… Окружали меня замечательные артисты: Весник, Леонидов, Сатановский, Русланова, Екатерина Васильева. Я постоянно заряжалась их примером, и мне тоже хотелось куда-то стремиться. Потом жизнь свела меня с потрясающим артистом, ставшим моим большим другом Виталием Соломиным, с которым у нас была антреприза. Мы ездили по городам и заграницу. Где мы только не были! А потом вообще произошло чудо! Виталия Мефодьевича пригласили на Бродвей, в театр «Круг в квадрате». И ему надо было сделать Оne Man Show, и мы поехали туда вдвоем. Я подыгрывала ему все роли на английском языке, чтобы зритель понял, почему он ведёт себя так, а не иначе. И до сих пор у меня хранится газета «New York Times». Года полтора назад произошла удивительная встреча с Александром Зацепиным. С ним и с Сергеем Алимовым, мы делали вместе спектакль «Приключения Мюнхаузена». Мы и дальше будем сотрудничать с Александром Зацепиным. Сейчас мы работаем над «Чиполлино» и для меня огромная потеря, что не стало Сергея Александровича. Ведь он был не только моим учителем, другом, но и человеком, указывающим нужное направление… Остались его ученики и сейчас над спектаклем «Чиполлино» работает художница Александра Павлова, любимая ученица Сергея Александровича. И работаем мы с ней замечательно! Мне очень нравится то, что она делает. Музыку пишет Александр Журбин.
Работа проходит в новом дистанционном формате? Как Вы относитесь к такому роду «репетициям»?
С артистами надо работать глаза в глаза. Вот я говорила о людях, что они мои «подарки», но и коллектив театра это тоже мой подарок в жизни. Здесь важны все! Театр – это искусство коллективное, мы работаем все вместе, и мы должны буквально чувствовать плечо друг друга, видеть глаза друг друга. Делать какие-то предложения, тут же их пробовать. Я вообще считаю, что режиссер никогда не должен быть авторитарен. Из предложений надо выбирать не своё, а выбирать лучшее и не стыдиться этого! Надо принимать те классные предложения, которые сделал артист, композитор или художник. Это очень важно в работе!
«Чиполлино» ― спектакль традиционный или же зрителей ждет встреча с неклассической трактовкой известного сюжета?
Я не сторонник извращать сказки. Многие любят, чтобы Волк стал добрым, а поросята злыми. Так мы, конечно, делать не будем. Мы не станем осовременивать спектакль в том смысле, что никто не будет ходить с мобильными телефонами. Но все равно мысли, которые есть в каждом классическом произведении, они всегда остаются актуальными. Думаю, это будет достаточно современный спектакль. Я была знакома с Джанни Родари. Когда мне было лет пять, он приехал в театр Образцова. Подписал мне книжку: «Кате Образцовой – миллион поцелуев!» Вот сейчас мне так кажется, я стараюсь отдать этот миллион поцелуев Джанни Родари.
Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, на свой первый десятилетний юбилей. Что бы вы пожелали себе?
Катя, не будь такой максималисткой! Повзрослей, наконец!