Пробудить свой внутренний голос и исполнить мелодию своей души – такой вызов бросает стремительно меняющийся мир, где каждый обитатель так и норовит утащить тебя в укромное местечко личных интересов и желаний. Полина Коротыч, автор пьесы «Вадик поëт свою музыку», создает героев-мечтателей, рискнувших самостоятельно выбрать путь к раскрытию потенциала и дальнейшему комфортному существованию.
Главный герой покидает дом и спешит основать свой город: он убеждëн, что в таких и только таких обстоятельствах сможет наконец петь. Место, которое ещë не успела заполнить повседневная суета – это и есть тот «особый случай», когда можно дать волю чувствам. Вадик разделяет путь к сладостно-утешительной мечте с друзьями – Котом и Синицей. Последняя горит желанием исполнить свой танец, но тоже откладывает сие действие на потом. Новым городом становится пустующая IKEA (пьеса написана в 2021 – карантинный год), где герои предаются мимолетному влечению и погружаются в виртуальный мир, неистово затягивающий: пишут посты в Twitter, ведут прямые трансляции, выставляют фото каждого уголка «фэн-шуйного» пространства. Тем временем мечты уходят на второй план. Путь к своему нутру стирается. А дом с запахом чего-то родного, до боли знакомого и теплого, забывается.
Оказаться внутри истории о поиске своего «я», который сопровождается побегом от приевшихся «домашних» вещей, решил режиссëр Филипп Гуревич. Он выбрал психологический подход к репетициям, откровенно поговорив с каждым актëром о событиях, сформировавших их характер. Вместе им удалось создать ярких персонажей, которые зеркалят актëров.
Вадик – Александр Мокроусов. Кот – Артëм Цыкин, про которого режиссёр после спектакля отметил: «Вы посмотрите на Артëма, ну правда же, чем-то на кота похож!». Синица – Анна Котляр. Мама Вадика и рассказчик в одном лице – Алëна Кормилицына. Новая подруга Вадика Света – Татьяна Курова. Такой состав – это органично, глубоко, драматично и ярко. Образы актëров детально проработаны. Вадик – про уют, поиск дома, поэтому важным атрибутом становятся Crocs. Кот по-джентельменски заботлив, поэтому в рубашке. Хрупкая, воздушно-изящная Синица питается вниманием со стороны друзей и незнакомых пользователей Twitter, поэтому тут не обойтись без бархатного короткого синего платья, туфель лимонного цвета и длинных ресничек-крылышек. Света – человек, который на собственном опыте знает, что такое пустота и одиночество, пробует довериться вновь, поэтому в ее черно-сером образе присутствует светлая деталь – нежно-розовая пышная юбка. Рассказчик держится на некотором расстоянии от героев, чтобы подсветить укромные уголки души, поэтому в деловом стиле – брюки и пиджак.
В спектакле показан как личный путь каждого героя к самому себе, так и общий, к еще более крепкой дружбе. Встреча с внутренними порывами происходит у Вадика, Кота и Синицы в IKEA, где настолько тихо, что можно услышать голос сердца. А еще внезапно доносящийся из темноты голос Светы. Так героев становится четверо. А между Вадиком и Светой «химичат» волнующе прекрасные чувства. Ребята охвачены глубокой счастливой робостью. Их взаимодействие подсвечивает Павел Бабин, художник по свету. Героев окутывает пурпурно-розовое сияние. Кстати, IKEA в спектакле представляет собой полностью белоснежное пространство, состоящее из трëх стульев, одного стола и высокого растения в углу. «Если бы мы внесли что-то цветное, то персонализировали бы это под себя. А так, есть противопоставление красочным персонажам», – поясняют художники Анна Агафонова и Антон Трошин.
Цель Вадика – по-прежнему исполнить свою песню. Но герои слишком заняты другими делами. Спустя месяц нечто страшное происходит в их жизни: на IKEA летит комета. Разрушительной силой она может стереть с лица земли и маму, и тропинку к настоящему дому. А песня так и не спета… На этом моменте происходит не только внутренний слом, в душе персонажей, но и внешний, в форме пьесы. Первая часть – стихотворная, а далее текст идëт уже в прозе. В условиях вселенской катастрофы открывается второе дыхание. Получается, что осознание смерти близких и своей собственной способно подтолкнуть человека к реализации той идеи, которую он бережно хранит внутри все эти несчëтные годы? Здесь режиссëр будто останавливает время. Он акцентирует внимание на теме смерти, на первой встрече с мыслью, что в один момент всë исчезнет и ты сам тоже. Именно поэтому в начале спектакля зритель наблюдает похоронную процессию – отличающийся от пьесы элемент.
Мечта Вадика, к счастью, исполняется. И тогда он понимает, что не стоит ждать «особого случая». Важно почувствовать свои желания и тот самый момент для их реализации прямо сейчас. И тогда мама будет в безопасности, ведь песня Вадика вернëт всë на свои места, исцелит и согреет. А танец Синицы, который представлен в виде взаимного энергообмена с одним из героев (держу в секрете), более мудрым и опытным, возродит путь к дому. А еще, друзья всегда друг друга находят. И проживают важные периоды вместе. Нужно лишь почувствовать, где то самое – твоë. А оно может быть гораздо ближе, чем кажется. И новый город можно вовсе не строить.
Автор Алеся Воронова