65-й, юбилейный сезон театр «Современник» открыл пронзительным и нежным спектаклем «Собрание сочинений» по новой, еще не опубликованной, пьесе мастера чувств и тонких материй – Евгения Гришковца. Зрителя, знакомого с творчеством драматурга, не обмануло бы даже отсутствие имени в программке (если бы такое случилось), настолько эта история с первых же минут ассоциируется исключительно с Евгением Гришковцом. «Прощание с бумагой» продолжилось, но теперь оно вышло за рамки личного пространства писателя и приобрело новое звучание как в устах артистов «Современника», так и в режиссуре Виктора Рыжакова.
История одной библиотеки рассказана одной женщиной, и чья же эта история – сказать сложно. Женщина была любящей женой ныне покойного мужчины. Он ввел ее девушкой в свой дом и также он приносил в дом книги, ставшие впоследствии огромной библиотекой. Женщина родила троих детей, но теперь они выросли и не нуждаются в ней, как и не берут в руки любимые в детстве томики. Женщина и библиотека становятся тем самым чемоданом без ручки, который «тащить тяжело, а бросить жалко». Но все же, у них еще есть шанс на новую жизнь.
Главную героиню пьесы, чья прежняя жизнь закончилась, а новая еще не началась, играет Марина Неелова. Ее Марина Сергеевна Филатова – тихая, интеллигентная преподавательница римского права – вот уже несколько месяцев коротает дни в одиночестве в огромной квартире.
Старший ее сын (Никита Ефремов) всегда бредил Америкой, и, в конце концов, уехал туда. Дочка (Светлана Иванова) вышла замуж за немца, а младшенький (Сергей Новосад) и вовсе пошел во флот. Решившись на перемены, Марина Сергеевна продает свою квартиру, но не хочет обременять детей и делает все сама. Как тут не вспомнить замечательную работу Марины Нееловой в картине Владимира Котта «Карп отмороженный», где героиня тоже не хотела причинять сыну беспокойства и сама организовывала свои похороны. К счастью, в спектакле до похорон не дошло, но справляться с поставленной задачей здесь тоже пришлось в одиночку.
А что же библиотека? Библиотека – это фантом, невидимое, но явно осязаемое пространство, никак не обозначенное сценографически. Это ощущение дома, постоянства и памяти, которое возникает даже в практически стерильном и абсолютно плоском новом мире, нарисованном художником Николаем Симоновым, и в котором теперь придется существовать главной героине. В этом плоском мире живут карикатурные персонажи – продукты нового времени.
Героиня Светланы Ивановой похожа на чересчур деловую куклу Барби (если вы можете такое представить), персонаж Никиты Ефремова – на типичного пузатого диванного политика, который точно знает, что «там» лучше, а «здесь как всегда». А Сергею Новосаду достался моряк Попай, с раздутыми (накладными) бицепсами и уверенностью в завтрашнем дне.
Марина Сергеевна выглядит в этом картонном мире чужеродным элементом: слишком мягким, слишком тактичным, слишком чувствительным, слишком настоящим. Как библиотека, которую, в отличие от электронных аналогов, нужно беречь от сырости и чрезмерного солнца, очищать от пыли и поддерживать определенный температурный режим. Словом, сплошная морока для современного темпа жизни. Но героиня не хочет «доживать», она хочет жить, хоть и не вписывается в новую реальность.
Идея кардинальных перемен всегда сопряжена с непониманием даже самых близких людей. Вот и Марину Сергеевну не понимают ни дети, ни покупатель квартиры (Максим Разуваев), ни дизайнер (Алена Бабенко), ни соседи. В своей ненавязчивой манере она пытается объясниться, но тщетно. Главный атрибут нашего времени – мобильный телефон – не позволяет детям отвлечься на, казалось бы, самого главного человека в их жизни. Попытаться понять причину маминых чувств и поступков они тоже не хотят. Зато каждый желает высказать накопившиеся «с горшка» претензии и припомнить все старые обиды.
Но Марина Сергеевна, в своей бесконечной любви, видит в толще этих накладных животов и мышц, клоунских очков и париков, раздраженных голосов и снисходительных речей тех самых, родных и любимых детей, которые сто тысяч раз просили прочитать Винни-Пуха, а чуть повзрослев, тайком таскали из библиотеки не положенные по возрасту книги. Но теперь им не нужны ни эти книги, ни та, что читала их вслух.
Что остается героине? Сидеть и ждать смерти или все-таки нырнуть в ту новую неизведанную жизнь, которую она себе придумала? И в которой нет места огромной библиотеке, как нет места Марине Сергеевне в жизни ее детей. «Грядут перемены» – восторженно восклицал герой Олега Меньшикова в известном фильме. И для молодого поколения эти перемены, конечно, повод для радости. Но найти место в современном мире «уходящей натуре» не так-то просто.