Даниил Могутов – артист театра им.М.Н.Ермоловой с 2014 года. Главную роль в его творческом становлении сыграл «его Величество случай». Придя в театр на прослушивание, он сразу почувствовал себя «дома». Сейчас он очень востребован в театре и задействован в 7 спектаклях текущего репертуара. Молодой и перспективный артист может сыграть любую роль и в классическом спектакле, и современной постановке.
В пластических спектаклях Сергея Землянского «Демон» и «Ревизор» он создает образ только движением тела, мимикой и жестами. В «Утюгах» Даниил играет роль трогательного юноши, в «Русском психопате» – персонажа, очень натурально сходящего с ума, в «Утиной охоте» – спокойного, немного замкнутого Кузакова. В сентябре репертуар артиста пополнился еще двумя спектаклями – премьерами «Пролетая над гнездом кукушки» в постановке Дмитрия Акриша и «Рэйп ми» в постановке Сергея Окунева.
Мы встретились с Даниилом, чтобы расспросить его о работе в новых спектаклях и о творческом пути.
Когда ты понял, что хочешь стать актером? У тебя театральная семья?
У нас обычная нетеатральная семья. В семь лет я пошел в театральный кружок, мне там понравилась атмосфера семьи, счастья общего дела. Я встретил интересных людей, объединённых общей целью, нашел друзей. Сначала меня интересовал не столько театр, сколько творческая дружелюбная атмосфера, забота друг о друге.
Когда пришло время поступать в институт, я хотел поступить хоть куда-нибудь, лишь бы уехать из Тюмени. Например, в Москву в ГИТИС, но мама настояла на Ярославе, потому что там родственники, а Москву можно не потянуть. В этом плане я был зависим от мамы, она же поддерживала меня во время учебы и помогала с деньгами. Так я поступил в Ярославский государственный театральный институт в мастерскую народного артиста России проф. Кузина А.С.
Ты пишешь музыку, стихи, песни. Ты учился в музыкальной школе?
Я пошел в музыкальную школу вслед за старшим братом – меня привлекли чаепития, которые устраивали каждые полгода. Неожиданно для себя я втянулся и обнаружил, что мне очень нравится учиться. Богданов Виталий Семенович — очень хороший педагог по классу гармони, он смог привить любовь к музыке, мы с ним до сих пор дружим. После окончания музыкальной школы я отучился в музыкальном колледже, параллельно учась в школе.
Кто тебя вдохновляет на музыкальное творчество?
Я обожаю Александра Дольского, его творчество. Он до сих пор остается для меня ориентиром. Я очень много песен написал в его стилистике, в его поэзии.
Расскажи, как появляется твоя новая музыка или стихи? Тебя вдохновляют какие-то жизненные события, переживания?
Что-то идет изнутри – очень личное, исповедальное. Моя мама очень хорошо пишет стихи. У меня есть несколько романсов от лица женщины, в них есть какой-то образ матери и мои переживания. Иногда я пишу романс девушке, но как будто это она мне поет про мою жизнь.
Как ты попал в театр Ермоловой? Хотел именно сюда?
Вообще я не был уверен, что хочу быть актёром, было ощущение, что мне чего-то не хватает. Мне нравился не театр, а театральная атмосфера и то, что театр – прибежище всех искусств. На четвёртом курсе у меня было много других интересов. Например, привлекала духовная жизнь, были мысли поступать куда-то в этой сфере и учиться там. Но сложилось иначе. Однажды однокурсники позвали меня в Москву за компанию сходить на прослушивание в театр. Так получилось, что из всего курса взяли именно меня. Я увидел в этом провидение, остался и очень благодарен за это судьбе. В театре хорошая атмосфера и отличные ребята. Очень дружный, располагающий коллектив. И я рад, что сложилось именно так.
Ты постоянно говоришь про атмосферу. Что ты под этим подразумеваешь?
Сложно сказать, это ощущения. Для меня атмосфера отражается в отношениях людей друг с другом. Бывают разные люди, но если мы выстраиваем отношения уважительно, с любовью, дружелюбно, то это рождает определённую атмосферу для меня: чувство безопасности и свободного творчества.
Как ты думаешь, почему на четвертом курсе у тебя случилось «профессиональное выгорание»?
Я был увлечен маленькими победами на короткой дистанции. Участвовал в разнообразных конкурсах: театральных, музыкальных, вокальных, чтецких. Побеждал в этих конкурсах. Вдруг я понял, что могу добиться победы, что желания мои исполняются. Но я перестал видеть в этом смысл, уже не испытывал глубокого удовлетворения во всем этом. Я понял, что мне надо взять тайм аут и что-то с этим сделать. Это касается любой деятельности: нет смысла идти дальше, не понимая для чего ты это делаешь. Поэтому выгорание, может даже не выгорание, но хотелось какой-то остановки.
Какой совет ты бы дал студентам, которые переживают творческий кризис?
Я бы дал совет — не обожествлять театр. Понимать, что это лишь часть жизни. Отвлекаться, непременно отвлекаться. Важно посвящать много времени занятиям, когда ты учишься. И в то же время важно отвлекаться от своих театральных печей на другие прекрасные вещи и не бояться этого.
У тебя сейчас 7 спектаклей. Какой из спектаклей любимый?
В процессе работы над спектаклем я особо ценю атмосферу семейности и тепла. Когда складывается дружная команда, то и спектакль становится любимым. Сейчас мы выпустили спектакль «Рэйп ми». У нас замечательная команда, мы очень друг друга любим, и спасибо Сереже Окуневу, которому я очень благодарен за этот проект. Это такая редкость, когда тебе всё нравится – и режиссер, и команда, и спектакль. Всё сложилось, и я очень рад.
Тебя зацепила пьеса «Рэйп ми»? Как понимаешь проблему современной молодежи, описанную в ней?
Мне сложно сказать, я очень простой человек, и такие глубокие темы и разборы это к режиссеру. Я доверился Сереже и пошел за ним. Тема экзистенциального кризиса, бессмысленности как раз близка мне – когда на четвертом курсе я перехотел быть актером, я задавал себе много вопросов и нашел для себя ответы. Тема для меня старая, и я думаю, что она есть в каждом. А благодаря режиссеру случилось очень точное попадание всех актеров в образы персонажей пьесы.
Твой Максик любит Олю? Почему он зависит от неё?
Он безусловно любит Олю. Они все беззащитные и смысл пьесы в этой беззащитности, в незнании, в неумении объяснить свои чувства. Они все, если не любят, то пытаются любить и пытаются жить. А мой персонаж в первую очередь пытается быть хорошим и любящим. Может знаний не хватает, может так судьба сложилась, может родители «недолюбили», и он искренне пытается найти любовь и свое счастье.
Во второй осенней премьере, спектакле «Пролетая над гнездом Кукушки», твой персонаж всё время лежит на сцене, не произнося ни слова. Какая стояла задача в работе над этим образом?
Изначально меня не должно было быть в этом спектакле. Но каким-то образом Дима придумал этого персонажа, его даже нет в книге. Я очень благодарен ему за этот спектакль, потому что в этом молчании, которым он меня наградил, реально есть над чем подумать, и я всем желаю такой роли. Когда полтора часа лежишь на спектакле, и это я не говорю про репетиции, можно многое успеть переосмыслить. Меня очень вдохновило, что я там как Христос лежу, пока все вокруг суетятся, у них горячие события происходят, а я лежу и думаю о вечном.
Репетиции шли в карантин, какие были сложности? Сложно было совмещать сразу два спектакля?
Карантин прошел необычно. Репетировали онлайн и даже сделали онлайн-спектакль «Рэйп ми», показали его для своих, было очень интересно. Меня разрывали на два спектакля, и «Рэйп Ми», и «Пролетая над гнездом кукушки». В первом роль побольше и всем сердцем я был в «Рэйп ми». Но я очень ценю роль в «Кукушке» — это одновременно и самая легкая, и самая тяжелая моя роль. Иногда лежишь и думаешь: «лучше бы побегать вместе со всеми, проявиться, выплакаться».
Театр в онлайн — как ты к этому относишься?
Недавно посмотрел «Сирано де Бержерак» (версия Мартина Кримпа) и мне очень понравилось. Если хороший спектакль, то можно посмотреть в записи.
С кем из режиссёров тебе хотелось бы поработать? Какую роль сыграть?
На самом деле я полагаюсь на судьбу. Я бы хотел сыграть князя Мышкина, а детская мечта – сыграть Робин Гуда. И самое главное, не сыграть какую-то роль или поработать с каким-то конкретным режиссером. Для меня важна хорошая команда, любящая свое дело.
Расскажи о кружке для детей, который ты ведешь в библиотеке.
Это одна из моих отдушин. Очень люблю преподавать в детской театральной студии. Мне близка гуманная педагогика и методики Гиппенрейтер Юлии Борисовны. Уже было первое занятие после карантина, но сложно заниматься в масках и на дистанции 1,5 метра. Студии уже три года, в какой-то момент даже думал о закрытии, но дети очень просили продолжать занятия. Для меня дети – слабое место и если о чем-то просит ребенок, то я не могу отказать.
Ходишь ли ты сам в театр?
Я совершенно нетеатральный зритель. Я знаком с театральными людьми, например, Ваня Янковский (играют вместе в спектакле «Утиная охота») ищет и смотрит спектакли и кино, ищет оценки, копит интересные наблюдения. Я ничего из этого не делаю, живу другими вещами.
У меня в планах сделать фортепьянный концерт. Музыкальную школу я закончил по классу гармони, но мне очень нравится фортепьяно. Мы хотим сделать Шопеновский концерт в стенах Еромоловского театра, а затем новогодний и концерт Рахманинова.
Входит ли чтение в твоё понятие «живу другими вещами»? Какие книги тебе нравятся?
Читаю профессиональную литературу. Из последнего — Маршалл Розенберг «Язык жизни. Ненасильственное общение». Очень нравятся детские книги скандинавских авторов «Книга всех вещей» (Гюс Кёйер) просто гениальная, «Пусть танцуют белые медведи» (Ульф Старк) трогательная очень, про детей из неблагополучных семей. И Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Главное откровение карантина?
Я понял, что значит вселять уверенность в людей. Научился заботиться о людях, это стало для меня очень важно. Я не всегда понимал, как это нужно делать, изучал психологию, педагогику. Мне важно, чтобы люди рядом со мной были счастливы. Я понял в чем смысл отношений с людьми, что значит «быть преданным» и не менять друзей. Теперь я понимаю, что за близкого человека можно жизнь отдать, и это здорово. Это и есть самые глубокие и интересные отношения, наполненная красками жизнь. Я этому научился, и я этому очень рад.