19 октября в Школе современной пьесы состоялся пир во время чумы. Именно так выглядел традиционный перформанс «СТИХиЯ» в эпоху пандемии. В камерном пространстве зала «Эрмитаж» разместился длинный пиршественный стол, накрытый яствами. За столом восседал сам хозяин пира Иосиф Райхельгауз, который этим вечером взял на себя роль Вальсингама, ведущего чумное торжество.
«СТИХиЯ» — это философия, размышления о жизни и смерти, ирония, юмор и хулиганство.
К столу на сцену поочередно выходили давние друзья ведущего и многих зрителей, которые каждый год торопятся на это чудесное атмосферное мероприятие. Артисты, музыканты, драматурги, поэты, писатели взялись не восхвалять чуму или отчаянную храбрость присутствующих, а просто пытались привязать свои выступления к актуальнейшей теме современности.
19 октября — день лицеиста, день пушкинского Царскосельского лицея. Об этом не мог не вспомнить Иосиф Райхельгауз, и, разумеется, без поэзии величайшего мастера встреча не обошлась.
Режиссер начал выступление с довольно трагичного стихотворения Бориса Пастернака «В больнице». Этим ведущий задал тон вечеру, в котором восторжествовал принцип «эмоциональных качелей». Никто не стремился к нагнетанию только печали или исключительно радости, каждый выносил на сцену то, что ему в данной ситуации ближе и понятнее. Александр Пушкин, Давид Самойлов, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий, Александр Галич — оказывается, все наши гении поэзии коснулись в своем творчестве «болезненных» тем и каждый выразил их в свойственной ему манере и энергии.
Наши современники тоже прошлись по эпидемии вовсю. На красную нить вечера нанизывались забавные четверостишия и куплеты Владимира Вишневского и Сергея Плотова. Сергей Плотов читал свои стихи-эпиграммы и своеобразные «записки охотника», написанные после акции по «отлову» 65летних театралов. Владимир Вишневский порассуждал о новых «пандемийных» словах и ресурсной экспрессии в стихах.
По новому зазвучали в наши дни стихи Игоря Губермана:
«И в разгар XXI века,
Когда жизнь непостижна уму,
Как же нужно любить человека,
Чтобы взять и приехать к нему!».
Свое отношение к пандемии выразили драматург, поэт, актер Вадим Жук, чьи пьесы идут в ШСП, врач и поэт Леонид Печатников, поэт и прозаик Дмитрий Воденников, актер Олег Царев и многие другие. Писатель и поэт Дмитрий Быков вышел к столу с сыном Андреем, и талантливое семейство прочитало по ролям пушкинских «Моцарта и Сальери».
Вадим Жук каждый день пишет короткие стишки на радость артистам театра и в этот вечер поэт порадовал ими зрителей. В его прочтении по-новому прозвучали всем известные стихотворения.
«Отчего я, милая, печалюсь
Отчего не сам я и не свой
Оттого что улетела челюсть,
Даже не простившися со мной…».
Елена Захарова, исполнительница главной роли в спектакле «НеПьеса», чувственно прочла стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной» в знак того, что любовь всегда должна быть с нами.
Актер Максим Евсеев пишет серьезные стихи, но читает свой стих «Пир во время чумы» по бумажке, ведь по словам автора: «стихи Максима Евсеева наизусть учить не нужно даже Максиму Евсееву».
Леонид Печатников прочел стихи Александра Галича «Баллада о сознательности» и «Предполагаемый текст моей предполагаемой речи на предполагаемом съезде историков стран социалистического лагеря, если бы таковой съезд состоялся и если б мне была оказана высокая честь сказать на этом съезде вступительное слово». Стих прозвучал в честь 102-летия со дня рождения известного поэта и барда, который родился как раз 19 октября. Свой собственный стих Печатников написал о тех, кто в зоне риска и назвал «В ожидании приговора».
Заглянул на огонек Алексей Кортнев с неизменной гитарой, передал привет артисту ШСП Владимиру Качану, спел «Зачем Герасим утопил своё Муму» и «Снежинку», покорив всех своей харизмой и рассмешив переделками собственных известных песен. Вслед за ним со стихами и песней выступил и актер Владимир Качан.
Виртуоз игры на балалайке Михаил Кандауров заворожил зал звуками народного инструмента: под его умелыми пальцами они превратились в звучание волшебной арфы. Музыкант исполнил композицию из нового спектакля «Фаина.Эшелон», нагнавшую слезу на Иосифа Райхельгауза.
Казалось, автор вечера взбил в шейкере прекрасный поэтический коктейль, ингредиенты которого, несмотря на разницу эпох и стилей, отлично дополнили друг друга. Атмосфера вечера поэзии всегда тонка и хрупка, и то, что ее не разбить даже «чуме», доказал еще Александр Сергеевич.
До абсолюта ауру чудесного поэтического междусобойчика гармонизировало заключительное выступление. На сцену вышел известный музыкант Левон Оганезов. Он спел песенку про вирус на мотив «Летят перелётные птицы» и устроил импровизированные «уроки музыкальной грамотности»: зрители сыграли в «угадай мелодию» и узнали «как музыканты заимствуют мотивы друг у друга».
Великолепный рассказчик и большой шутник Оганезов рассмешил, успокоил, предложил спеть всем вместе хором, отчего роскошный зал театра окончательно превратился в уютный «приют комедиантов», где одинаково хорошо и исполнителям, и зрителям.
Авторы – Дарья Евдочук и Александра Кучумова