Премьерный спектакль Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой «24 часа из жизни женщины» из тех, что не отпускают. Яркие камбэки являются без спросу в самое неподходящее время и заставляют бросать все и вспоминать, думать, озаряться новыми открытиями в гуще смыслов, музыки, красок и актерских удач.
Когда на поклоны, немного робко, словно стесняясь, выбегает маленькая, хрупкая девушка, то не сразу понимаешь, что это и есть режиссер-постановщик Гульназ Балпеисова — слишком тяжкой представляется для этих худеньких плеч мощная индивидуальность спектакля.
Ученица Римаса Туминаса уже имела дело с новеллистикой Стефана Цвейга, участвуя в проекте Театра им. Евгения Вахтангова «Стефан Цвейг.Новеллы» (постановка «Лепорелла»). Ставить на сцене рассказы, проникнутые не столько действием, сколько невесомым и точным психологизмом, задача не из легких, но именно утонченность женского ума и интуиции позволяет пропустить такой метафизический материал сквозь себя и пронизать им все, что творится на подмостках.
Название новеллы известного австрийского писателя «24 часа из жизни женщины» на слуху у всех, но суть ее знают немногие. Внешний рисунок действия кажется слегка архаичным, ведь кого в наше бестрепетное время может смутить сближение немолодой дамы и молодого человека, тем более, корыстное с его стороны и полное волнующих, но безнадежных ожиданий с ее. Если подключить подсознание и экзистенциальный опыт, то извечность и глубина проблематики новеллы раскрываются зримо, знакомо, даже логично. Глобальное внутреннее одиночество всех и каждого в земной юдоли, постоянный поиск опоры и понимания, желание испытать полнокровность бытия, притягательность порока, потребность быть кому-то нужным и реализовываться в служении ближнему и его спасении — это лишь малая часть болевых и мотивационных точек произведения.
Спектакль, подобно литературному оригиналу, обладает сложной структурой: к ведущей мысли приходится пробиваться через многослойность и густонаселенность фабулы. Вероятно, поэтому в нем появляется такой живописный и многозадачный персонаж, как (Не)пожилая женщина (Анна Комова). Она вмещает в себя нескольких персонажей и становится визуальным стержнем спектакля, на который опирается зрение и во многом смысловое восприятие зрителя. Ей в пару один из главных героев — Рассказчик (Евгений Вальц). Вместе они создают цветистую и немного цирковую рамку спектакля, облегчая его глубокую, но невеселую суть и здорово напоминая поведением и колоритными арлекинскими нарядами (костюмы Мария Бутусова) знаменитую моцартовскую парочку Папагено и Папагену.
Новый спектакль обозначен как мюзикл: именно музыка является одной из важнейших его составляющих и еще одной плоскостью в многомерной конструкции постановки. Музыкальное сопровождение идет вживую: на сцене выделен уголок для маленького оркестра — фортепиано, виолончель, скрипка. Не стоит обольщаться и ждать типичных для жанра легких мелодий, запоминающихся арий. Композитор и пианист Сергей Дрезин талантливо творит сложную музыкальную основу, которой не очень идет легковесное слово мюзикл. Это похоже на камерную оперу, где герои изъясняются и активно выражают свою позицию пением. Конечно, не следует удивляться, что в театре музыки на сцене играют великолепные музыканты и поют первоклассные исполнители. Безупречному и очень впечатляющему вокалу Лады Марис (Миссис К.) и Евгения Вальца едва хватает акустики небольшого сценического пространства. Оно обустроено со всеми подробностями, указывающими на время действия (сценография Мария Бутусова). Уютная эклектика старинного венского кабаре-кафе превалирует над другими декорациями, которые штрихами намечают вокзал, церковь, улицу.
Отсылка к определённому временному периоду сохранена, по всей видимости, не случайно. Главной героине 40 лет. Сегодня в этом моложавом бальзаковском возрасте многие женщины решаются на роды, а в начале прошлого века сорокалетие было первым шагом к глубокому увяданию для представительниц слабого пола. Ушедшие в мир иной или на сторону мужья, выросшие, самостоятельные дети очевидно указывали дамам на полное исчерпывание их функций в обществе и последующую ненужность. Только и исключительно в первую половину ХХ века просится сюжет новеллы об одной из первых представительниц грядущей эмансипации, которая осмелилась почувствовать себя не жертвой жизненных обстоятельств, а личностью с непрожитыми и неисполненными желаниями.
Действие опирается на дуэт протагонистов — Миссис К и Юноши (Денис Сорокотягин). Одинокая вдова, которая уже собиралась безвозвратно перейти в новый статус пожилой дамы, решилась на немыслимую вольность — открыто наплевав на условности и мнение общества, влюбиться в молодого и прекрасного мужчину. Не будучи ни глупой, ни наивной, она отлично понимала мотивы юноши-игромана и утешала свою греховную привязанность к нему материнским инстинктом спасения взрослого «ребенка». Как мучительно, когда трезвый ум вступает в раздор с буйной и безнадежной страстью. Как прекрасно, когда можно вырваться на простор бездонной внутренней галактики и прожить 24 самых отчаянных и честных часа в своей жизни.
Гульназ Балпеисова предлагает зрителям приятную и красивую игру с возможностью вычленить из яркой мозаичной формы своего произведения его трепетное и кристально-ясное содержание. Живописная музыкальная среда спектакля с вкраплениями чудачеств и юмора переплетается с легкой уходящей грустью описываемых событий и рождает ощущение просто жизни со всем разнообразием ее мгновений. Из нового спектакля выносится забытое желание умиротворенной и философской котировки бытия и впечатление, что на российском театральном горизонте появился режиссер с умелой рукой мастера и уверенным сценическим будущим.