Приходя в «Новую оперу», невольно задумываешься о том, почему же она новая? Тем более, что основу репертуара составляет большое количество абсолютной оперной классики. Однако, на жизнь оперного театра тут смотрят намного шире: не чураются оперетт, опер современных и детских, невероятных концертов, посвященных танцевальной музыке и блистательных гала-концертов. Этот театр начисто лишен тяжеловесного официоза старинных оперных домов и их классической балетно-вокальной патетики. Само здание в стиле модерн прямо говорит о том, что атмосфера в нем модерНОВАЯ.
Несколько лет назад на сцене «Новой оперы» родился чудесный гала-концерт, который очень идет ее репертуару. Концерт состоит из безусловных хитов Иоганна Штрауса-сына. Известного венского композитора обычно величают «королем вальса», но с тем же правом он может носить титул короля польки, кадрили или оперетты. Творчество Штрауса настолько легко и воздушно по своей музыкальной природе, что неизменно вызывает улыбку на лице. Это был первый музыкант, которому удалось прежде легковесную и второразрядную танцевальную музыку возвести в ранг серьезной и найти для нее подходящую нишу в пантеоне высокой классики.
Шутливое начало заложено во всех произведениях великого венца, неистощимого на выдумки. То вдруг он предлагает всем струнникам сыграть целый танец исключительно пиццикато (Pizzicato-Polka), то начинает следующую польку с резкого выстрела или удара кнута, активно подключая в оркестре хлопушки и треугольник — полька «Трик-Трак» (Tritsch-Tratsch-Polka), то заставляет вздрагивать от грохота литавр, барабанов и тарелок в польке «Гром и молния» (Unter Donner und Blitz), а то вдруг вспоминает о народном австрийском инструменте — цитре в знаменитых «Сказках Венского леса» (Geschichte aus dem Wienerwald).
Играя такую живую музыку, оркестр тоже не может удержаться от шуток. Солисты, исполняя арии, запросто общаются с дирижером (лауреат премии «Золотая маска» Андрей Лебедев), вовлекая его в театральное действо. Дирижер с поразительным артистизмом успевает руководить оркестром, шутить с музыкантами и залом и охотно участвовать в веселых проделках замечательных вокалистов.
Из шестнадцати оперетт Штрауса две стали непререкаемыми шлягерами. Легендарная восхитительная «Летучая мышь» (Die Fliedermaus) начинает и завершает гала-концерт. Внутри программы — множество знаменитых арий из «Летучей мыши» и «Цыганского барона» (Der Zigeunerbaron), которые исполняются, как на языке оригинала, так и по-русски.
Представить себе гала-концерт Иоганна Штрауса без его волшебных вальсов совершенно невозможно. «Венская кровь» (Wiener Blut), «Императорский вальс» (Kaiser-Walzer), «Весенние голоса» (Frühlingsstimmen), и, конечно же, неформальный гимн Австрии «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen,blauen Donau) обладают поистине магической силой. В них сосредоточены изящество и уют Вены, которую своим музыкальным искусством воспел автор. Без чарующей музыки Штрауса уже немыслимы новогодние торжества, ведь каждый год в этот сказочный праздник ее транслируют из австрийской столицы в исполнении прославленного Венского филармонического оркестра.
Удивительно, но среди всех исполняемых в гала-концерте мелодий нет решительно ни одной незнакомой, словно мы, точно венцы, впитываем с молоком матери эту прекрасную пряную музыку с запахом глинтвейна, которой всегда кажется мало.