Психологические ребусы на сцене театра им.Моссовета. Спектакль «Песнь слона»

Три персонажа и слон, детективная история и целая жизнь, уложенная в полтора часа. В театре им.Моссовета на Сцене под крышей играют спектакль «Песнь слона». Пьеса канадского писателя, драматурга и киносценариста Николя Бийона знакома зрителю по одноименному фильму Шарля Бинаме с Ксавье Доланом в главной роли, но на российской сцене ставится впервые. Взяться за этот непростой материал решился молодой режиссер (и актер театра Моссовета) Марк Вдовин.

Сюжет пьесы разворачивается в психиатрической клинике накануне Рождества. Персонал обнаруживает исчезновение одного из сотрудников – доктора Лоуренса. По странному стечению обстоятельств, единственный, кто знает его местонахождение – пациент Майкл, хорошо известный любовью к слонам, манипуляциям и психологическим играм. Именно в эти игры он и будет играть с директором больницы – доктором Гринбергом. Играть, чтобы получить желаемое в обмен на информацию о пропавшем.

Фото: Александр Иванишин

То, что пациент психиатрической клиники ментально сильнее доктора – прием не новый, но неизменно действенный. Главный герой в исполнении Павла Усачева обнаруживает это превосходство с первых же минут. Он спокоен, сосредоточен и, кажется, уже знает, что победит. Тем более что двое других персонажей – доктор Гринберг и медсестра мисс Петерсон – заметно нервничают и совершают одну ошибку за другой.

Сценографически спектакль построен таким образом, что зрители чувствуют себя кем-то средним между членами жюри присяжных и ожидающими пациентами в холле больницы. Входя в зал, они уже видят главного героя, удобно расположившегося под столом. Возникает своеобразный эффект присутствия, обмена взглядами и некоего молчаливого договора о сотрудничестве: «Вы увидите все, что здесь случится. Вы – свидетели». Об этом договоре Майкл напомнит еще неоднократно. Вышагивая по периметру кабинета, он то и дело останавливается перед зрителем, как будто собираясь что-то сказать, но затем резко разворачивается и продолжает свой путь.

Фото: Александр Иванишин

На этих взглядах, жестах и словесных дуэлях и строится спектакль. Жанровый маятник качается от детектива к мелодраме, от биографии к триллеру. История маленького мальчика, которого никто никогда не любил, трансформируется в яркую иллюстрацию современного мира, в котором равнодушие и невнимание давно стали нормой. Образцом этого мира в спектакле выступает доктор Гринберг (Дмитрий Савкин), не способный ни сконцентрироваться, ни вникнуть в проблему, ни решить ее. Его медицинскую лицензию стоило бы аннулировать, ведь он допускает такие ошибки, которые никогда не допустил бы и обычный человек в общении с человеком психически нездоровым. Пациент его, кажется, вовсе не интересует, а единственное, что им движет – страх потери репутации.

Фото: Александр Гулинов

Противоположность доктора – медсестра Петерсон, но с ней тоже что-то не так. Она проявляет чрезмерный интерес к пациенту, а ее поведение даже несколько настораживает. Лилия Волкова играет женщину порывистую и неуравновешенную. Ее бросает от холодного спокойствия к истерике, от тоски к беспричинному смеху. Тем не менее, человек она чувствующий и неравнодушный, к тому же обладающий интуитивным пониманием ситуации.

Фото: Елена Лапина

Майкл Павла Усачева – образ отталкивающий, притягательный и таинственный. Разгадать его игру не под силу не только доктору, но и зрителю. И если одержимость слонами он все же объяснит, то о его главной цели остается только догадываться. Неожиданная развязка заставит заново прокрутить в голове все происходящее, чтобы увидеть подсказки, оставшиеся без внимания. Несмотря на то, что Майкл много рассуждает о любви во всех ее проявлениях, кажется, он хочет сказать: «Можешь не любить, но не оставь меня без внимания».