Сказки и былины, привороты и заговоры, народные песнопения и призрачные видения вневременной России, а в центре – Николай Васильевич Гоголь.. В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Мертвые души» в постановке художественного руководителя Дениса Азарова. Небольшой намек на то какой будет постановка был дан еще в январе, когда режиссер-хореограф Анна Закусова выпустила превью к предстоящему спектаклю – пластическую постановку «Окей, Гоголь», в которой классик лишь осторожно заглянул в приоткрытую дверь «светлого» будущего.
В «Мертвых душах» эта дверь раскрылась нараспашку, явив взору вроде бы набившие оскомину 90-е, но по сути – своеобразный мост времени, некое пространство между прошлым и настоящим. Этот мост не только метафора, художник Николай Симонов воссоздал на сцене мост вполне материальный – прозрачный надземный переход, по которому Чичиков, обходясь без помощи Харона, попадает в подземный переход – «царство мертвых». В этом царстве обитают персонажи, к сожалению, очень знакомые: жестокие полицейские, алкоголики, проститутки, увечные ветераны, попрошайки, бандиты всех мастей, мелкие жулики и прочая братия, ведущая вокзальную охоту на каждого проезжающего.
Но на Павла Ивановича Чичикова не особенно поохотишься, он сам – охотник почище прочих: незаметный, незапоминающийся, хамелеон. Идеальный аферист.. В финале никто не сможет вспомнить был ли он на самом деле или просто привиделся. Это тем более удивительно, что от Сергея Епишева никак не ожидаешь подобного обезличенного образа. Тем не менее актеру удалось так выстроить роль, что несмотря на яркий костюм и выдающуюся фактуру, описать Чичикова не смогут не только персонажи спектакля, но и зрители.
Сей прискорбный факт сводит на нет всю работу молодого следователя Порфирия Петровича (Иван Степанов) – персонажа в этой истории нового, но вполне уместного. Он расследует дело Чичикова, восстанавливая по крупицам его жизнь, начиная с детских лет, через первые шаги в карьере, и дальше к грандиозным мошенническим планам. Правда, как это часто бывает, расследование ничем не закончится, свидетели откажутся от своих слов, и вся эта история тихо канет в Лету. Среди прочих, сирых и убогих, персонажей Порфирий Петрович хоть и кажется молодым и полным сил, все же является олицетворением человеческой беспомощности перед давно устоявшимся «порядком» вещей в отдельно взятой стране.
Этот «порядок» относится не только к государственным устоям. Режиссер смотрит шире и вводит в постановку Россию сказочную, древнюю, ритуальную. Спектакль наполнен фольклорными текстами: сказками, былинами, народными песнями, заговорами и суевериями, столь же живыми в наше время, как и сто, и двести лет назад. Парадоксальное сосуществование языческих верований и научного прогресса наблюдает главный герой по пути от одного помещика к другому.
Характеры помещиков в спектакле не претерпели особых изменений, лишь их облик приобрел приметы времени: Манилов (Иван Иванович) стал по-новому «сладок», Собакевич (Дмитрий Жойдик) обзавелся военным прошлым и соответствующей выправкой, Ноздрев (Дмитрий Голубев) не потерял ни своего буйного нрава, ни шулерской натуры, да только измельчал и стал похож на вокзального «каталу». Коробочка (Людмила Погорелова) сменила чепец на головную повязку и приобрела новые полезные знания в сфере торговли. И только Плюшкин (Дмитрий Бозин), кажется, не изменился вовсе, так закаменел под многочисленными слоями тряпья, что смена веков прошла мимо.
«Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки» – мог бы спеть Павел Иванович Чичиков, покидая «царство мертвых». Для оставшихся выхода нет, что и подчеркивает режиссер повторяющимися финалами. Как не крути, останешься здесь. И только «чичиковы» способны ужом проползти сквозь всю эту грязь, не замарав свой фрак, и подняться на «седьмое небо», где тепло, светло и сыто. А душа… ну что душа? Всего лишь разменная монета.