На свои ежегодные гастроли в столице Омский государственный академический театр драмы привез участника проекта «Театр в театре» – уникальный, единственный в России «Театр живописи».
«Театр живописи» возник по инициативе актера и режиссера Омской драмы Николая Михалевского и его супруги – заслуженной артистки РФ, актрисы Татьяны Филоненко и стал результатом творческого взаимодействия Омского драматического театра и Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Текучее, декоративное, импрессионистки-сиюминутное, живое творчество земляка-омича Михаила Врубеля подсказало создателям идею соединить два дополняющих друг друга вида искусства – живопись и театр – на одной площадке. К необычному творческому замыслу присоединилась вся семья. Получился замечательный семейный проект, раскрывающий тайны самых знаменитых полотен средствами театра.
В Москву омские артисты привезли два спектакля, которые прошли в Тау-зале Школы драматического искусства: «Эрмитаж» и «Я-Караваждо».
Обе пьесы, которые авторы называют историями, написаны Алексеем Михалевским. На авансцену действия, согласно концепции театра, выходят живопись и ее творцы. Редкие, интересные факты из жизни всемирно известного музея «Эрмитаж» и биографии гения, изобретателя, живописца-реформатора и смутьяна Караваджо облечены в увлекательное сюжетное действие. Драматург смело шагает через пласты эпох и измерений, вызывая из этих глубин героев своих повествований, бросая их в современную реальность, подглядывая вместе со зрителями за тем, как они поведут себя в непривычных условиях. Обязательная мистическая составляющая спектаклей открывает двери в тонкий мир искусств, всегда парящий над будничностью жизни, завораживающий, как детская сказка, дающий шанс познать еще непознанное в себе самом.
Уставшая, немолодая женщина-экскурсовод «Эрмитажа» (Татьяна Филоненко) возвращается домой после работы. Уютная полутьма питерской квартиры, теплое большое кресло словно созданы для отдыха, но, влюбленная в музей и отдавшая ему сорок пять лет жизни, сотрудница, ни во сне, ни наяву не перестает жить судьбой и атмосферой сокровищницы, и делится со всем миром историей и красотой ее экспонатов. Татьяна Филоненко играет милую чудачку в жизни и высокого профессионала в работе, разговаривающего с «Эрмитажем», как с близким и мудрым человеком. Может быть, она ведет свой нескончаемый вдохновенный диалог с самим Создателем, сотворившим искусство и наделившим неизмеримыми талантами его воплотителей? Нехитрое действие оживляет тщательно, с любовью собранный «эрмитажный» видеоряд, и неяркая, недвусмысленно перекликающаяся с представленной живописью, цветовая гамма.
Спектакль «Я-Караваджо» бурный, как штормящий океан, буйный, как характер его персонажа. Караваджо (Егор Уланов) появляется в репетиционном зале, где три женщины (Татьяна Филоненко, Светлана Широкова, Виктория Сухинина) готовятся к концерту музыки Вивальди на фоне знаменитой картины Караваджо «Лютнист». Артистки стараются избавиться от странного, назойливого гостя, выдающего себя за художника из XVI века. Его яростное желание доказать свою правоту, оправдать немыслимые в настоящем времени поступки, общение через века с любезным другом Марио и еще не родившимся Вивальди, заставляют их поверить в то, что рядом сам Караваджо. Вот только ему самому вдруг становится скучно оставаться в нашей действительности. Как только его признали, художник побежал в иные дали, неведомые, как сущность гения.
В камерном спектакле, сыгранном с ожесточенной и исступленной страстностью, скрыты бездны безответных философских смыслов: совместимы ли гений и злодейство, если злодейство оправдано реалиями той жизни, о которой мы ничего не знаем? Что есть гениальность – божественное начало или род душевной болезни? Удобно ли жить гению с его яркой и отторгаемой обществом индивидуальностью и даром, приятие и осознание которого приходит всегда спустя несколько веков? Спектакль о вечном одиночестве гениальной личности и непоправимом общечеловеческом непонимании друг друга. Остается только дивиться тому, как мало порой мы знаем о самых известных художниках, любуясь их произведениями.
Просветительская миссия «Театра живописи», искусно и ненавязчиво пронизывающая интригующие спектакли-истории, попадает в унисон с музейной и драматической сферой его деятельности, представляя саму идею симбиоза двух искусств необыкновенно самобытной и оригинальной.