В апреле у Поляндрии NoAge вышла книга Янне Теллер «Ничто» о подростковых поисках смысла. Эта обширная тема сполна раскрывается в небольшом по объёму романе и надолго оставляет читателя наедине с самыми разными мыслями и чувствами: от любопытства до шока всего за 150 страниц.
История начинается, как типичный янг-эдалт: эксцентричный семиклассник Пьер-Антон заявляет, что не будет больше ходить в школу и вообще что-либо делать, потому что ничто в жизни не имеет смысла. Он оставляет одноклассников с этой мыслью, которая кажется им безрассудной, глупой, странной – и они не придумывают ничего лучше, чем переубедить Пьера-Антона. Дети начинают собирать личные вещи, которые особенно им дороги, в «кучу смысла» на закрытой лесопилке, где никто их не видит. План таков: собрать достаточно наполненных смыслом предметов и показать Пьеру-Антону, чтобы он понял, как ошибался.
Каждый ребёнок, отдавая какую-либо вещь, должен придумать, что попросит у следующего. В какой-то момент «заявки» на вещи, которые следует пожертвовать в кучу смысла, становятся все более невыполнимыми. Стоит одному проявить жестокость и попросить что-то из ряда вон, как следующая идея становится ещё безумнее. Дети пытаются «отомстить» за чужой запрос следующему в цепочке и таким образом далеко уходят от вещей типа «боксёрские перчатки» или «любимые босоножки». От некоторых запросов в жилах стынет кровь, а какие-то вызывают гнев и возмущение. Однако все принесённые «жертвы» действительно имеют смысл, много смысла. Поэтому дети идут до конца, чтобы уж наверняка убедить Пьера-Антона в своей правоте.
Помимо однозначно напрашивающихся тем, таких как поиск значения во всём окружающем мире, религии, жизни и смерти, книга поднимает и ряд других вопросов:
– Насколько жестоким можно быть, когда хочешь доказать свою правоту?
– Допустимо ли, идя к своей цели, осложнять жизнь других людей и оскорблять их чувства?
– Так ли важно обращать в свою веру других и как сильно можно поплатиться за инакомыслие?
– Почему одни видят искусство там, где другие чувствуют боль и страх?
– Можно ли вообще переубедить оппонента или идеологические распри всегда заканчиваются плохо?
– Какова цена «правоты»?
«Ничто» часто сравнивают с «Повелителем мух» Голдинга, однако если во второй истории действие происходит на необитаемом острове, и дети теряют человеческий облик, находясь вне социума, то у Теллер это происходит в повседневности, в обычном городе. Детские персонажи, скорее всего, выбраны писательницей не просто так – в тринадцатилетнем возрасте нигилизм и жестокость легко оправдать подростковым стремлением к самопознанию. Однако мысль о том, что книга Теллер метафорична и объясняет механизм любых идеологических конфликтов, не может не посетить вдумчивого читателя.
Можно также провести параллель с книгой Джеффри Евгенидиса «Девственницы-самоубийцы», где из названия понятно, что произошло с главными персонажами, девочками примерно такого же возраста. Подростки в обоих произведениях сами по себе ничем не примечательны, и только то, что они теряют, делает их истории интересными.
В «Ничто» Теллер обыгрывает драму между детьми, и в то же время один за другим поднимает философские вопросы, не давая читателю перевести дух. Что же такое смысл? Можно ли его продать? А если ты его продал, то смысла больше нет? Можно ли утратить смысл того, что было важно ещё вчера?
«Ничто» – небольшая книга, с леденящим душу сюжетом, которая поможет читающему встряхнуться и задать себе множество вопросов, желания обдумывать которые в обычной жизни просто так не возникает. Экзистенциально-философский роман актуален всегда, и особенно во времена, когда вопросы этики и морали витают в воздухе. Примерив проблематику «Ничто» на сегодняшнюю ситуацию, можно усвоить полезный урок – идеологические враги идут до конца, если достаточно сильно верят в свою правоту.
Автор: Вероника Юрасова