Непрекрасное далёко. Премьера спектакля «Далёкая Радуга», МХТ им. А. П. Чехова

24 марта на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова состоялась премьера спектакля по повести братьев Стругацких «Далëкая Радуга».

Научная фантастика на сцене – нечастый гость. Фантастика братьев Стругацких, похоже, и вовсе на подмостки ещё ни разу не переносилась. Очень уж она сложная и слишком научная для сценического воплощения. Все участники спектакля признавались, что после знакомства с повестью со страхом и сомнением смотрели на будущее новой работы. Поставить на небольшой сцене вещь, насыщенную невообразимой в настоящем времени техникой, несуществующей машинерией, звездолëтами и прочими штуками из будущего – дело почти безнадёжное.

Фото: Александра Торгушникова

Прежде чем понять, как справился с этим постановщик спектакля Андрей Гончаров, стоит обратиться к истории и времени написания повести. Борис и Аркадий Стругацкие – плоть от плоти «шестидесятники», физики-лирики, романтики-идеалисты. «Далёкую Радугу» они написали в 1963 под влиянием фильма Стэнли Крамера «На берегу». Кинокартина о последних днях человечества, вымирающего после ядерной катастрофы, произвела на писателей неизгладимое впечатление. В 1961 году в СССР была испытана самая мощная водородная бомба. Стругацкие решили создать произведение с основной идеей ответственности людей за планету, на которой они живут, за последствия экспериментов, которые они ставят во имя прогресса цивилизации.

В далёком и, вероятно, коммунистическом 23 веке, люди давно вырвались за пределы галактики и освоили другие планеты. На процветающей Земле без войн и разного рода конфликтов царит благоденствие. Эксперименты в различных областях науки учёные предпочитают проводить на других планетах, например, на далёкой Радуге. Там уже три десятка лет физиками осуществляются опыты по нуль-транспортировке. Мечта человечества о телепортации близка к исполнению, но после одного из опытов возникают две гигантские энергетические волны неизвестного ранее типа, которые невозможно «погасить» обычными методами. Скоро волны, несущиеся друг к другу, сжигая всё живое на своём пути, должны встретиться и «схлопнуться» в районе экватора, где находится столица планеты. Именно в этом месте научно-фантастический аспект повести сменяется аспектом человеческих взаимоотношений и тотальной ответственности всех людей и каждой отдельной личности перед человечеством, природой, космосом, будущим, жизнью.

Фото: Александра Торгушникова

Спектакль Андрея Гончарова аккумулирует всю основную проблематику повести – научную, фантастическую, социально-нравственную и даже лирическую. Последняя выносится на первый план событий. Очевидно, что дела «далёкого далёка», которое может и не случится, произведут на зрителя гораздо меньшее впечатление, чем драматичная история любви и спасения. Следуя этой логике, во главу повествования режиссёр ставит не фантастику и катастрофу, а людей, их отношения, поведение и раскрытие характеров в экстремальной ситуации. Спектакль обретает почти голливудский сюжет с напряжённым ожиданием развития действия, но без головокружительных эффектов и непременного хэппи-энда.

Внутренней составляющей постановки не хватает динамики, внешней – яркости. Идеально-устроенный мир землян, живущих на планете Радуга, представляется автору спектакля исключительно белым, образ жизни сибаритственно-релаксирующим, а речь учëных – насыщенной фанатстической заумью. Некоторые герои на сцене похожи друг на друга, как яйца в корзине, и разобраться, кто есть кто, не такое простое дело. Отличительной чертой населения 23 века стали странные мужские причёски, непременные усики или даже усища, непрактично-белые одежды фасонов, искажающих пропорции фигуры. Впрочем, не исключено, что именно таким внешний мир будущего представлялся читателям фантастики из шестидесятых, недаром сценография и костюмы напоминают старые советские фильмы или книжные иллюстрации той эпохи.

Фото: Александра Торгушникова

Поскольку опорной линией спектакля становится история любви физика Роберта Склярова (Данил Стеклов) и детсадовской воспитательницы Тани (Мария Карпова), то драматизм приближающейся катастрофы уходит на второй план. Время действия (одни сутки), кажется гораздо более продолжительным, стремительно несущиеся навстречу друг другу опасные волны – слишком медлительными. Всё в целом происходит неспешно: герои много и долго разговаривают, выясняют отношения, плавно передвигаются. Словно и нет никакой беды.

Для фантастов Стругацких на первом месте всегда было будущее, о котором они прозорливо беспокоились, и не зря. Многое из того, что они описали в «Далёкой Радуге», становится остроактуальным сейчас. Например, история с Массачусетской машиной – быстродействующим киберустройством с «необозримой памятью». Изобретённая в XXII веке, машина проработала всего четыре минуты, после чего её срочно отключили и навсегда изолировали от общества под вечный запрет использования. Дело в том, что искусственный разум моментально начал проявлять себя как самостоятельная цивилизация. И именно сегодня, когда искусственный интеллект всё больше овладевает умами, всё чаще вспоминаются предупреждения всех мировых фантастов, не без основания полагающих, что человечество роет себе яму.

Фото: Александра Торгушникова

Провидческой представляется и мысль о том, что реакция природных сил на интенсивное движение прогресса может оказаться непредсказуемой. Многих сегодняшних катаклизмов можно было бы избежать, если бы люди бережнее и осторожнее взаимодействовали с планетой, на которой им выпало жить.

Любовная лирика Стругацких представляет из себя аккомпанемент, украшающий основную научно-фантастическую линию. Как менее важная часть сюжета, она не обладает необходимой для лирики трепетностью и тонкостью. Поступок Роберта Склярова, который предпочёл спасти свою возлюбленную, а не детей планеты Радуга, представляется малоправдоподобным для жителя эпохи развитого коммунизма и гуманизма. Он скорее служит доказательством того, что в «прекрасном далёко» земляне здорово расслабились и потеряли бдительность. Зачем вообще на планете, предназначенной для опасных экспериментов, живут дети? И почему для эвакуации населения целой планеты «на приколе» стоит один-единственный звездолёт, места в котором, разумеется, на всех не хватает?

Фото: Александра Торгушникова

Самым интересным персонажем спектакля становится Матвей Вязаницын (Павел Ворожцов), директор учёных на планете Радуга. Когда место руководителя научной базы занимает достойный, но далёкий от науки человек – звездолëтчик и десантник, то жди беды. В момент катастрофы директор теряется и остро ощущает свою неспособность руководить экстремальной ситуацией. Герой Павла Ворожцова моментально утрачивает внешний лоск и уверенность, в его глазах таится нешуточный страх. Выходит наружу «мякинная» сущность мужа-подкаблучника, раскрывается вечно актуальная проблема «человека не на своём месте». Отличная актёрская работа с объëмным характером персонажа, которому хочется сочувствовать и находить понимание его человеческим поступкам и качествам.

Как это часто бывало в искусстве 60-х, финал произведения отдаётся на додумывание зрителям. И, несмотря на общую трагичность происходящего, спектакль оставляет светлое ощущение чуда. Возможно, оно всё-таки случилось, если внимательно прочитать следующие книги братьев Стругацких.

URL List