Король и шут. Спектакль «Мим», РАМТ

«Мим» – роман для подростков немецкой писательницы и историка Лилли Таль. Действие книги происходит в несуществующих королевствах Монфиле и Винландии, давно враждующих между собой. Однажды один из королей, под видом заключения мира, заманивает в ловушку короля-противника и его сына – Флорина. Угрожая казнью отца, мальчика отдают в ученики королевскому шуту. Мим, чье существование, по сути, бесконечная пытка, обучает юного принца основам шутовства и пониманию того, что никакая цена за жизнь не может быть слишком высокой.

Источник фото: официальный сайт театра

В РАМТе эту историю рассказал режиссер Филипп Шкаев (он же написал инсценировку), обозначив жанр постановки как «придворный балаган»: «Мы сознательно шли по пути народного театра: от грубого балагана и легкого гиньоля – до стенд-апа и рэпа, чтобы сделать эту пышную литературу ближе и понятнее современному подростку. Для нашей команды этот роман представился как замкнутый круг жестокости, в котором уже никто не помнит, как все началось и за что все продолжают убивать друг друга. И только Мим оказывается способным разорвать этот круг».

Источник фото: официальный сайт театра

Если вы уже бывали в Черной комнате, то знаете, что пространство это небольшое,  погружение будет полным, и отстраниться от происходящего на сцене не получится при всем желании. А желание такое возникнет, равно как и желание вцепиться в соседа, чтобы вместе попытаться пережить ужас, разворачивающийся перед глазами. Ограничение 16+ в этом спектакле оправдано на сто процентов. Хотя… Есть вероятность, что взрослым спектакль покажется страшнее просто в силу жизненного опыта, тогда как подростки увидят историю «здесь и сейчас».

Источник фото: официальный сайт театра

«Здесь и сейчас» юного принца Флорина (Андрей Лаптев/Иван Юров) из «розовой» жизни со сказками, молочком и печеньками кидает в страшный замок жестокого короля, где на пиршественном столе – туша волка во всей красе, отрубленные головы врагов в качестве украшения, а в бокалах, по логике, вместо вина должна быть кровь. Королевская свита – собирательный образ всех людей, чья основная (и, возможно, единственная) отличительная черта – физическая сила, а самого короля Теодо (Иван Забелин) можно прямо со сцены переносить на съемочную площадку фильма про маньяка-психопата. Как у любого маньяка, у Теодо есть оправдание собственным действиям, но ему недостаточно просто убить соперника и его отпрыска. Он хочет растоптать все королевское и человеческое в своих пленниках, насладиться их страданиями и унижением, а в его воспаленном мозгу идеальным унижением становится превращение особы благородных кровей в шута. 

Источник фото: официальный сайт театра

Превращение должен осуществить придворный шут – Мим: человек, которого не считают человеком, человек, не помнящий своего настоящего имени, человек, похищенный из родного дома, человек, ежеминутно балансирующий на лезвии меча. И здесь режиссер ломает представление зрителя об образе шута: никаких дряхлых придурковатых старичков в нелепых нарядах с не менее нелепым реквизитом. Здесь все по-другому: в Миме нет ни капли нелепого, это сильный и статный красавец, его грим скорее страшен, чем смешон, а вместо дурацкого колпака на голове – черный цилиндр. 

Источник фото: официальный сайт театра

Антон Савватимов вложил в своего героя, кажется, все, что может уместиться в одном человеке – поломанном, но не сломленном. Его Мим – средоточие силы, беспредельных человеческих возможностей, но вместе с тем – абсолютного одиночества и безропотного принятия собственной судьбы. В нем уживаются, казалось бы, несовместимые понятия, противоположные черты, но в здравомыслии ни на минуту нельзя усомниться. А главное в нем – спокойная вселенская мудрость, которую видно даже за ярким образом и бурлящей актерской энергией.

Энергии в «Миме», действительно, через край, что (учитывая размеры Черной комнаты) ошеломляет и временами даже пугает. Здесь нет не только пресловутой четвертой, но как будто вообще никаких стен. Однако, надо отдать должное актерам, прежде чем вступить в контакт с публикой, они внимательно изучают ее готовность к такому контакту. Единственное, о чем хотелось бы попросить команду спектакля – убрать микрофоны, в Черной комнате – это пытка (хотя пытка вполне в духе романа). 

Источник фото: официальный сайт театра

«Мим» не дает пошаговых инструкций для попавших в психологический и физический плен, не рисует наглядные планы избавления от негодяев, психопатов и тиранов. «Мим» – это разговор с собой. «На что я готов ради жизни?» Беспокойный, неприятный, болезненный, но заставляющий думать и искать решение, вопрос. А еще «Мим» – это сострадание вопреки убеждениям, понимание и принятие другого человека. Человека, так непохожего на нас…

URL List