Би Сеттон «Берлин» – М: Издательство Inspiria, 2023. – 320 с. Перевод с английского Юлии Четверикововой
Современный мир диктует свои правила, а жизнь миллениалов иногда подчиняется спонтанным желаниям и случайностям. Так и двадцатишестилетняя Дафна из романа «Берлин» Би Сеттон оказывается в Германии, пытаясь сбежать от привычной рутинной жизни в Лондоне.
«Даже если я ничего не буду делать, разве что продолжать это скромное существование, думала я, время будет идти мимо. Даже если я стану неподвижной, как пресс-папье, время скопит дни и будет вручать мне счета за них, пока я не очнусь с этой пачкой в руках в сорок лет или с целой стопкой в шестьдесят. Уверена, эти дни прибавятся к чему-то весомому и значительному и что в итоге я буду чувствовать удовлетворение, даже если в действительности проживу довольно пустую жизнь, думала я, вытирая тарелки».
Мы встречаем Дафну, когда она только начинает устраивать свою жизнь в Берлине, пробует завести друзей, борется с расстройством пищевого поведения, мечтает вернуться к бывшему и предстать перед новым окружением более крутой версией себя – успешной и благополучной. Дафна эгоистично зациклена на себе. Ожидая от мира сочувствия и поддержки, она не готова давать ему ничего взамен. Читатель одновременно раздражён поведением главной героини, но не может ей не сочувствовать, ведь Дафна – яркая представительница своего времени и общества потребления, она живая и противоречивая миллениалка. Её проблемы близки и понятны современным людям.
Дафне не нужно работать, деньги ей дают родители, но она этого очень стыдится и постоянно пытается показать окружающим, что у них были одинаковые стартовые данные. Но ложь получается неуклюжей, вечно приводит к неблагоприятным последствиям. Своему парню Дафна врёт, что работает няней в богатой семье, друзьям говорит, что часто ходит на вечеринки, родителей уверяет в том, что ест достаточно и у неё нет никаких проблем с весом. Желание «казаться» в один момент переходит границы и начинает управлять её жизнью. Дафна – ненадёжный рассказчик, и она постоянно подменяет реальность фантазиями, запутывая и читателя, и себя.
«Почему ты солгала, Дафна?
Я не могла дать хороший ответ. Эта ложь была как и тысяча других лживых ответов в разных ситуациях: нет, спасибо, я уже поела; да, мне очень весело, спасибо; нет, мне совсем не одиноко; да, я воплощаю все свои надежды, становясь свободной женщиной.
Я врала, потому что считала желание окружающих знать правду вторжением в личное, а их предположение, что я скажу им правду, – гипотетическим. Люди думают, что надо говорить правду, но я никогда не была до конца честной, потому что не хочу выглядеть депрессивной».
Однажды спокойствие Дафны нарушает камень, брошенный кем-то в окно ее съемной квартиры. Она не знает причины, не знает виновника, но страх нападения преследует её до конца книги. Тревожное чувство небезопасности нарастает вместе с хаосом в жизни, в которой Дафна не может найти себе места из-за постоянной лжи окружающим. В какой-то момент читатель задаётся вопросом: что если камень – тоже плод воображения девушки вместе с остальными фантазиями?
Мировоззрение девушки начинает меняться лишь тогда, когда она сталкивается с преследованием – один из ее знакомых начинает навязывать свою симпатию. Это напоминает попытки самой Дафны добиться любви бывшего парня, и показывает, как неприятно нарушение личных границ. Сталкерство становится отправной точкой для личностных изменений Дафны – помогает увидеть себя со стороны и осознать как плохо ее поведение выглядит в глазах окружающих.
«Берлин» – история одной молодой, привлекательной и привилегированной девушки, отчаянно ищущей смысл в своей довольно обычной жизни. Роман Би Сеттон – неожиданно сильная миллениальская психологическая проза, в которой есть место и красивым описаниям города, и юмору, и критике современного образа жизни, когда почти все можно получить в один момент, но почти ничего не удовлетворяет и не спасает от одиночества.
Автор – Лада Кулинич (Автор Telegram-канала Книжная околица)