Интересно, как это бывает: сидит себе режиссëр весь в творческих мыслях и вдруг ему приходит в голову, что умная колонка Алиса – тоже актриса?
Габбилен Галычев не просто постановщик, он – художник-экспериментатор. Генератор и воплотитель самых невероятных идей, которому скучно затевать спектакль на обычной сцене. Автору современных перформансов подавай то автобус, то ресторан, поскольку необычные замыслы требуют нестандартных площадок.
Габбилена можно смело отнести к одному из создателей нового театрального жанра – гастроспектакля. Обычно творцы и исполнители не слишком довольны, когда публика жуёт во время демонстрации их творений. Тут всё наоборот: изысканные блюда шеф-повара ресторана «Simach в Недальнем» Андрея Каплунова созданы специально для внимательного вкушения под отличную литературную основу и актёрскую игру в интерьерах, оформленных лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», художником Алексеем Лобановым.
«Как вы лодку назовëте…» – у нового детища Габбилена Галычева сложное, многосоставное название, которое может завлечь, а может и отпугнуть. Вероятно, автор рассчитывает именно на «близких по духу», тех, у кого любопытство к жизни перевешивает холодный расчёт. Именно такие зрители захотят провести вечер в уютном ресторане на Бульварном кольце столицы и узнать, что же такое Рийстафель и при чëм тут техно.
Кто-то может задаться вопросом: чего в этом перформансе больше – рафинированной авторской кухни или авторского театра? Тут можно с уверенностью сказать, что одно не проигрывает другому: и театр, и яства вполне настоящие и весьма качественные. За стойкой бара и в зале с маленькими столиками идёт театральное действо, созданное по мотивам рассказов Роберта Шекли и Клиффорда Саймака. «Вкус» великолепного текста, который хочется слушать, прекрасно сочетается с пряным вкусом экзотических блюд.
Габбилен не был бы экспериментатором от театра, если бы не добавил в текст интриги для интеллектуалов – отсылок к театральной классике. Конечно, «восточный» запах Сиу май или вид икры морского ежа вполне могут перебить «вбитый» в память текст концовки четвёртого действия чеховских «Трёх сестёр», но всё же открыть его для себя в монологе умной колонки Алисы – особое удовольствие.
О чëм спектакль? О явлении с загадочным названием «эффект Расëмона». Четыре действующих лица: шеф-повар (Дмитрий Асташевич), официант (Роберт Захарян), таинственная незнакомка (Мария Реннер) и представительница искусственного интеллекта – умная колонка Алиса рассказывают одну и ту же историю, каждый со своей точки зрения. И выходит, что все мы не просто разные, а истинно уникальные, потому что у каждого представителя рода человеческого есть свой и только свой взгляд на вещи, мнение и понимание ситуации. Казалось бы, все мы об этом знаем, но думаем о таких глубинных вещах не часто. Когда в философию «ударяется» ещё и робот Алиса, то мировоззренческий горизонт здорово расширяется, а мысли обретают оттенок современности и даже футуристичности. Тогда веер вопросов к себе, к будущим поколениям, к актуальности бытия раскрывается вместе с раскрытием горьковатого привкуса пригара на кисло-сладком безе лимонной тарталетки.