Согласно Википедии, альманахом называют «разновидность серийного издания, продолжающийся сборник … произведений, объединенных по какому-либо признаку». А само слово восходит к арабскому «астрономический календарь». Такое жанровое определение спектакля «Выход в свет» оказывается точным до мелочей: он объединяет несколько из множества историй звезд сцены и экрана — от сияющих в полнеба до совершенно не заметных.
Дмитрий Мульков поставил этот спектакль к закрытию выставки «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце. Согласно описанию на сайте Музея театрального и музыкального искусства, ее экспозиция представляла балерин, певиц, актрис разных эпох как воплощения «женских архетипов», анализировала пути, способные привести женщину в русской культуре на вершину славы, и ставила своей целью «продемонстрировать многообразие» богинь.
Спектакль как будто призван продолжить портретную галерею женщин трудной (но красивой) судьбы, возведенных на Олимп своими трудом и талантом (но чаще — своими парисами и пигмалионами). К этому зрителя готовят и жанр, и состав авторской группы, мужской на половину, зато какую (режиссер и драматург Константин Шевкин), и название, мерцающее где-то между выгуливанием платьев и размышлениями о дамах полусвета.
И даже зачин с разношерстной, но курьезно однообразной вереницей образов актрис, которые запомнились не тем, чем стоило бы, настраивает на поверхностное восприятие беллетризованных биографий в духе «их нравов». Но всё оказывается гораздо сложнее и интереснее.
Во-первых, формально: в 75 минут умещаются театр простой и кукольный, стендап, балет и опера; понемногу истории, поэзии, философии и эзотерики. Во-вторых, содержательно.
Нет, правдивые страшилки актерского цеха — все эти «подними юбку» и «ну вы же женщина, соблазняйте Онегина — вот Владимир Львович сидит, соблазняйте его» здесь тоже есть. Сквозная история «Послание к…» в трогательном и смешном исполнении Марии Кудряшовой — как раз о том, как во всем этом можно себя потерять… и найти, впервые по-настоящему присвоив себе слова давно знакомого монолога.
Но на самом деле узнать себя в дивно живых и не похожих друг на друга героинях Маргариты Лоскутниковой, Виктории Шпаковой, Елизаветы Кононовой, Любови Яковлевой, Варвары Сополевой может каждый, вне зависимости от пола и рода занятий. Например, тот, кто когда-то жил, чтобы радовать маму / папу / учительницу; брал себя в руки и не плакал; думал, что вот сейчас у него наконец-то получится заявить о себе; бросал всё и после ни о чем не жалел; внезапно переставал понимать, кто он и куда идет; собирал по крупицам маленький успех; спасался своей работой от пугающей действительности…
И спектакль получается не об актрисах и не об актерской профессии даже, а о любом человеке. Просто актерская профессия — она как линза, которая дает рассмотреть характер и жизнь — что в роли, что вне ее — во всех подробностях. Правда, свет, концентрируясь линзой, способен сжигать — именно об этом грохочущее, наотмашь бьющее «Посвящение Зинаиде Райх» и всем артистам, замученным за свое творчество.
Однако в перипетиях сборного сюжета — от обиженной абитуриентки до зверски убитой ведущей актрисы и супруги опального режиссера — нет ни толики жалобы. Зато есть принятие издержек и недостатков профессии (читай — жизни), которая при всей своей сложности и несправедливости несет много счастья.
А финальный «Трактат о театральном свете» с образом солнца, составленного из софитов назло подступающей тьме, и вовсе превращает «Выход в свет» в трогательное признание в любви и присягу верности своей профессии. И оставляет зрителю бесконечную надежду, вдохновляя его и свою жизнь жить чуть более осмысленно. Слегка перефразируя одного восточного поэта, «ведь если я светить не буду, если ты светить не будешь, если мы светить не будем, так кто же здесь рассеет тьму».
Кстати, помните, как с арабского переводится «альманах»?