С конца мая во дворе-колодце старой Москвы поселились настоящие ковбои: там слышны выстрелы и волнующие душу мелодии лихих вестернов. Под занавес сезона Российский академический Молодёжный театр сделал своим зрителям настоящий подарок – музыкальный спектакль «Сердце Запада» по рассказам американского писателя О.Генри.
Известно, что фармацевт Уильям Сидни Портер, до того, как стал одним из самых высокооплачиваемых писателей Америки, прожил бурную и полную драматизма жизнь. Несколько лет Уильям провёл в Техасе, и потому нравы истинных ковбоев, «парней, пасущих скот», ему были хорошо знакомы. И хотя впоследствии новеллист и прослыл в литературе как бытописатель «большого города», его творческая деятельность началась именно в штате, где проживали добродушные, порой наивные трудяги-земледельцы, фермеры, ковбои. Не те, что истово скакали по прериям за индейскими скальпами, а те, что в джинсовых комбинезонах с большими карманами от зари до зари, утирая пот, зарабатывали цент за центом.
Впрочем, зрителей «Сердца Запада» без романтики вестерна всё же не оставили. Публика располагается за столиками салуна так близко к сцене, что кажется, обворожительная мисс Уилелла (Александра Розовская) вот-вот разнесёт по залу знаменитые «Пимиентские блинчики». Всë, что положено в салуне – перестрелки, танцы, ослепительная улыбка хозяйки – к вашим услугам!
Спектакль состоит из разных новелл писателя, не связанных общим сюжетом. Приводить их к общему знаменателю пришлось режиссёру Андрею Рыклину (он же – автор инсценировки) и трём актёрам: Дмитрию Кривощапову, Александре Розовской и Алексею Боброву. Трио артистов и трио музыкантов (Никита Агафонов, Евгений Кидяев, Антон Слепченко) воссоздают на сцене разухабистую экзотику ковбойских фильмов с их незлобными драками, бесконечными выстрелами куда попало и непременными танцевальными номерами изысканных красоток. В мини-мюзикле «Сердца Запада» за всех красавиц Техаса «отводит душу» одна Александра Розовская (мисс Уилелла, мисс Марселла, официантка, певица, Она), для которой постановка становится своеобразным бенефисом. Партнёры по сцене по-джентльменски уступают даме первенство, галантно оттеняя характерность её героинь маскулинным обаянием и благородством мужской дружбы.
О.Генри, которому довелось поскитаться по стране, как никто знал цену этой дружбе. Два друга – ковбои, золотоискатели, мелкие мошенники зачастую являлись сквозными персонажами его произведений. В этом смысле спектакль РАМТа абсолютно верен идее писателя.
У Дмитрия Кривощапова одна роль – Джедсона Одома, но она проходит через всё действие, собирая его многочисленных персонажей, как бусины на нитку. Алексей Бобров даёт развернуться своему актёрскому многообразию в ипостасях трёх персонажей. И всё же в каждом сюжете они непременно выступают парой – два приятеля, два друга, двое старых знакомых. Герои то конкурируют за сердце красавицы, то предаются воспоминаниям, то дерутся, то обнимаются, но всë это без намека на настоящий конфликт. Это деловые, авантюрные и проверенные временем отношения мужчин, романтиков и работяг, когда-то населявших легендарный дикий Запад Америки.
Наполнение спектакля живой музыкой даёт актёрам возможность блеснуть вокальными и хореографическими номерами. Александра Розовская в невероятно идущих ей платьях а ля амазонка и сапогах-казаках своей энергией и пластикой превращает сцену в кабаре, а действие – в бурлеск. Её героини такие же отважные, неунывающие и верящие в мечту фемины, как и окружающие их ковбои, торговцы, фермеры. Настоящая леди, покоряющая дикие земли и озаряющая их светом своего сердца. Сердца Запада.
Зрелищный, громкий спектакль ненавязчиво и тихо пробуждает в зрителе «чувства добрые», извлекая из бабушкиного сундука припылëнные буднями понятия о дружбе и чести, мужественности и женственности, оптимизме и находчивости. Получается также изящно, весело и легко, как в мудрых и забавных новеллах О. Генри.