Судьба пьесы словацкого драматурга Освальда Заградника «Соло для часов с боем» сложилась успешно. Написанная в 1973 году, она тогда же была поставлена Олегом Ефремовым во МХАТ со звёздным составом. Пьеса выводит героев старшего возраста, давая возможность на одной сцене встретиться корифеям. При всей простоте сюжета, история невероятно трогательная и добрая, вот уже полвека вызывает щемящую теплоту у зрителей всех поколений. Меняется век за окном, преображаются города, новые технологии вытесняют предыдущие достижения, но человек остаётся прежним, его волнуют две тайны: любовь и смерть.
Итак, перед нами гостиная в старом доме. Согласно авторской ремарке «обставлена она, как во времена наших бабушек было принято обставлять столовую». По пятницам здесь, в квартире бывшего швейцара Франтишека Абеля, собираются друзья, одинокие старики, проживающие в доме для престарелых. Вся их жизнь – это воспоминания о прошлом и ожидание следующей пятницы. Грядущая свадьба внука Абеля может отобрать у них эти встречи. Чтобы сохранить за собой квартиру, старик готов отдать все свои скромные сбережения.
На сцене Моссовета эту сентиментальную историю поставил молодой режиссёр Павел Пархоменко. Для него главным становится тема быстротечности времени, его магическая мимолётность и величие власти. Вместе с художником Андреем Климовым они помещают героев в лаконичное пространство, зажатое двумя высокими стенками. В проёме виднеется башня, на которую пытается взобраться Райнер, и огромная люстра. «Сейчас у одних часы отстают, у других спешат, у третьих вовсе останавливаются…» – Райнера беспокоит, что башенные часы показывают неточное время. Этот герой несёт в себе символический концепт, в котором угадывается главная мысль всей пьесы – время неподвластно человеку, но человек способен стать равноправным его партнёром.
Ольга Остроумова (пани Конти), Анатолий Васильев (Райнер), Евгений Стеблов (Франтишек Абель), Леонид Фомин (Хмелик) и Александр Голобородько (Инспектор Мич) создают уникальный актёрский ансамбль, который завораживает, очаровывает обаянием. Каждый создал героя по собственным внутренним законам, из личной природы, поэтому персонажи выглядят правдоподобными и живыми.
«Ну, ноженьки, не подведите!» – пани Конти пускается в пляс под стремительную музыку «Чардаша». Ольга Остроумова великолепна в роли «причудливо одетой старой дамы». Но «старой» назвать её героиню не поворачивается язык: сколько энергии, естественной красоты, аристократизма и женственности в каждом её мимолётном жесте. И сколько трагизма и внутреннего напряжения мы видим в лице героини, когда из-за неудачного телефонного звонка от якобы её сына, Конти теряет сознание. Боль материнского сердца пробивается в интонации голоса, влажных глазах, обмяклой руке, опускающей телефонную трубку, как тяжёлый камень с души.
На грани комедии и трагедии простроены все характеры, и даже весельчак Райнер, с лучезарной улыбкой и по-детски озорными глазами, в финальной сцене предстаёт как мятежный романтик, обреченный на постоянный поиск себя. Анатолий Васильев во многом держит ритм спектакля, стремится прорисовать его внутреннюю динамику и характер. Особенно это касается юмора, который здесь обладает мягкостью и отточенным остроумием.
Верным спутником пани Конти выступает Хмелик (Леонид Фомин), «старик с большим чемоданом в руках». Хмелик не представляет своей жизни без пятничного ритуала – сопровождать пани и торжественно нести её чемодан. При этом, что в нём хранится, он даже и не догадывается. И вот, будто драгоценная шкатулка открывается перед нами, и в финале мы видим подвенечное платье. Много лет оно хранится в чемодане пани Конти. Платье – это больше, чем память, это единственная связь с прошлым.
Павлу Пархоменко удаётся добиться эффекта игры со временем, которое в его руках преображается в бесконечный поток метаморфоз. И не только благодаря видеопроекции, что рисует чёрно-белые кадры минувшей сцены, как бы возвращая нас постоянно в прошлое. Крупные планы Райнера (Анатолий Васильев) и Абеля (Евгений Стеблов) замедляют время, мы глубже проникаем в истории этих героев, растворяемся в них, а затем вместе с Дашей стремительно пускаемся в будущее.
Молодая девушка собирается замуж за внука Абеля, она любит Павла, вместе они мечтают о большой семье. Её порывистость и эмоциональность полны здоровой жадности к жизни. Даша подбрасывает в воздух фату пани Конти, затем примеряет на себе, невольно становясь продолжением чужой судьбы. Торжествует бесконечность человеческой жизни, которая не заканчивается смертью тела, а прорастает в новых побегах на древе бытия.
Павел (Алексей Трофимов) и Даша (Екатерина Девкина) танцуют, за ними в сторонке наблюдают старики. Две молодые души на пороге жизни, которая распахивает перед ними всевозможные дороги, а рядом те, чья жизнь ютится на последней ступеньке. Но в этом не ощущается трагедии. Наоборот! Элегантные мужчины, в классических костюмах с бабочками, похожи на ангелов, молитвенно благословляющих молодую пару на жизнь. Какой она окажется: длинной или короткой, счастливой или трагической?!
Спектакль «Соло для часов с боем» в Театре им. Моссовета – это исповедь о безбрежности человеческой жизни, в финале которой ощущаешь, как со сцены на тебя надвигается облако любви, и ты полностью исчезаешь под ним. Ты счастлив.