Поэма об омертвевших душах. Премьера спектакля «Мертвые души» в Театре на Юго-Западе

Московский Театр на Юго-Западе по традиции завершает год премьерой. 14 декабря на основной сцене стартовал спектакль Михаила Беляковича «Мёртвые души». Над гоголевским текстом режиссёр поработал в содружестве с Павлом Сурковым и, создав микс из разных произведений и писем писателя, вложил в свою постановку всечеловечески-вечные напоминания о капитальном ремонте и сохранении души, пока она живая.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

В русском языке слово «душа» очень многозначно. У Николая Васильевича Гоголя имелись в виду крестьянские крепостные души, умершие люди. Авторы спектакля работают с другим значением души как с внутренним психическим миром человека, миром его чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Считается, что умирает тело, а душа бессмертна. Однако и в живых телах нередко существуют омертвевшие души. Они ещё не покинули свою юдоль, но загнаны в самый потаëнный уголок, забитые грехами, греховными удовольствиями, желанием потребления. Они хотят вырваться в незамутнëнный мир универсума, но под тяжестью порока не могут взлететь.

Павел Иванович Чичиков (Антон Багиров) в спектакле Михаила Беляковича пришёл в город NN за этим. За омертвевшими душами, чтобы их освободить, очистить от окаянства мир и самому, отемнëнному разгулом человеческих прегрешений, просветлеть.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

Кто же в таком случае сам Павел Иванович? Прозаическое имя, чёрный элегантный наряд, пронзительный взгляд, насмешливое выражение лица. Он слишком отличается от светского общества заштатного городка, которое денно и нощно веселится на балах и пирует. Очевидное несходство героя с прожигающими жизнь богатыми повесами, им самим будто и ни к чему. Посетители ежедневной вечеринки охотно сплетничают про соседей-помещиков, выдавая интересному господину Павлу Ивановичу необходимую информацию. Миссия «пришельца» Чичикова начинается.

Внешнее наполнение спектакля красиво и символично. Невероятный эффект создаёт интересный сценографический трюк (сценография Михаил Белякович) – на сцене сооружается подиумное колесо. Дело в том, что Театр на Юго-Западе имеет камерное начало – небольшой зрительный зал, возвышающийся над небольшой сценой. Артисты находятся всегда на уровне зрителей в максимальном приближении к рядам. Никакой явно выраженной авансцены, зал и подмостки как единое целое. Именно поэтому неожиданное сценографическое решение производит почти фурор в сознании поклонников и знатоков «Юго-Запада». Включается свет, и вдруг оказывается, что артисты, стоящие на вращающемся подиуме, парят над зрительным залом и «вырастают» до величины Гулливеров. Они близко, и они далеко. Они люди, и они метафоры. Авторы спектакля придают колесу всю возможную символичность: колесо жизни, сансара, циферблат, колесо времени и всё, что готов увидеть в этом сам зритель. Когда на старте действия Чичиков размашисто шагает по этому колесу, то кажется, что он раскручивает ногами Землю. Мелким шагом за ним бежит Селифан (Артур Хачатрян) с чемоданчиком – верный слуга, понимающий друг, единомышленник.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

Начинается череда визитов Чичикова к помещикам с просьбой продать мёртвые души. В контексте именно этого спектакля остаётся не до конца прояснëнным, для чего герою души умерших крепостных. Похоже, он и сам не знает этого, туманно отвечая: «Надобно». Он ведь приходит не за этим. Ему надобно спасти омертвевшую душу очередного греховодника-помещика, выпустить её на волю, пока не поздно. Карой за грех без раскаяния становится смерть.

Да, роман-поэма в «юго-западной» версии является хоррором, актуальным жанром, во многом соответствующим современной действительности. Разве не разврат душ все эти «голые» вечеринки, шоу-кутежи, гей-парады? Разве не греховна власть денег, ради которых посылают на смерть невинных, не ужасны теракты, войны, убивающие младенцев, стариков, мирных граждан? И вовсе не лучшее в русской литературе описание Руси и её народа из 11 части поэмы «Мёртвые души»: «…Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?» будет эпиграфом к спектаклю, а ветхозаветное сказание о Содоме и Гоморре.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

Общий тёмный фон постановки расцвечен картинками визитов Чичикова к помещикам. Чем сдержаннее и мистичнее герой Антона Багирова, взрывной темперамент которого обычно фонтанирует «шампанскими брызгами», тем ярче и сочнее предстаёт перед зрителями очередной греховодник-помещик. Набор актёрских удач в этом спектакле весьма богат. Блистательная игра той части труппы, что в своём большинстве воспитывалась ещё Валерием Беляковичем, безупречное актёрское мастерство придают спектаклю зрелищность особого разлива: почти живописную художественность, правдоподобие характеров, выразительность владения словом и жестом. Безапелляционный в своем грехе Ноздрëв (Антон Белов), купающийся в удовольствиях и обжорстве Собакевич (Максим Гигенин), жестокий обольститель Манилов (Андрей Кудзин) и ещё два невероятных образа – страшный и обаятельный дед-Шишок Плюшкин (Андрей Санников) и несчастная «жаба» Коробочка (Ксения Ефремова) потрясают вдохновенным перевоплощением. Героиню Ксении Ефремовой по очень русской традиции даже хочется и приходится пожалеть. Заслужила.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

Через эмблематичную парочку Чичиков-Селифан проходит основная смысловая ось спектакля. Глубокомысленные монологи органично и ненаставительно удались обоим актерам, преодолевшим рамки привычных амплуа. Оказалось, что экспрессивный Артур Хачатрян может быть трагичным, а фееричный Антон Багиров – индифферентно-отстранëнным.

У их героев меньше действий и больше слов, меньше эмоций, но больше застылости взгляда. Они говорят самые важные слова о том, что мир спасëтся молитвой, о которой мы вспоминаем лишь всуе. Они призывают к простым, но самым драгоценным истинам – любви и доброте людей друг к другу.

Воздуха в этом спектакле мало. Он приземлëн, как большинство его героев, которых их сладкие грехи тянут вниз. Эта постановка создана для самостоятельной внутренней работы, для устремления души к совершенству. «Душа обязана трудиться», – сказал поэт. Если душа дышит свободно, то воздухом наполняется и пространство вокруг.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Анастасия Шнайдер

Невозможно не заметить, что спектакль оставляет вопросы, особенно в части драматургии. Новой работе ещё нужно отстояться и набраться сил. Спектакль – живой организм, некоторые моменты сглаживаются и меняются на ходу. Самое важное, что постановка не оставляет равнодушным, побуждает к раздумьям и желанию находить ответы в себе самом.

URL List