Комедия Аристофана «Лисистрата» в постановке художественного руководителя театра «Шалом» Олега Липовецкого – это не просто свежий взгляд на античную пьесу, а живой, дерзкий разговор с настоящим. Несмотря на солидный возраст оригинала – больше двух тысяч лет – история о женском протесте против войны звучит остро и по-современному.

«Шалом! Аристофан в зале? Нет? Ну, и слава богу!» – с этой фразы Хор и начинает спектакль. Хор – не только комментатор, но и дух времени, бог Зевс, и голос разума. Он не дает забыть: «История ничему не учит людей, каким бы безумием они ни увлекались». Сцена стоит на белых колоннах, как в древнегреческом храме, но при этом вокруг хаос: на полу разбросан мусор и последствия битвы, которые вскоре оживут и станут частью действия, реквизитом, метафорой.
Сюжет, казалось бы, прост. Женщины, уставшие от Пелопоннесской войны, объявляют забастовку – не выйдут к мужьям в постель, пока те не заключат мир. Но эта комедия про куда большее, чем про хитрую женскую стратегию. Это рассказ о том, как отчаяние становится храбростью, а уязвимость – силой.

Режиссер сохранил структуру классического произведения, но наполнил её живым дыханием. Здесь и спартанка Лампито (Евгений Овчинников) – мощный парень в женском платье, отсылка к античному театру, и боксёрский ринг на сцене, и неожиданные музыкальные вставки: герои танцуют под «Позвони мне, позвони» и «Я хочу быть с тобой». Хореография, ритуалы, сцены на иврите, – всё это складывается в карнавал, где каждое мгновение способно развернуться в шутку или трагедию.
Олег Липовецкий не просто рассказал античный сюжет заново, он углубил характеры. Лисистрата здесь – не символ, а человек. У неё появился собственный монолог, которого не было у Аристофана. И он помогает понять: главная сила героини не в коварстве, а в решимости. В страхе, через который она всё равно идёт вперёд. «Смелый – это не тот, кто не боится, а тот, кто боится и делает», – говорит актриса Елизавета Потапова, исполняющая главную роль. А спектакль именно про это.

Зрители здесь не просто наблюдатели. Актёры ломают четвёртую стену, втягивают в игру, размывают границу между сценой и залом. То зрителя почти приносят в жертву, то приглашают на «народное собрание», то подмигивают с ринга.
И всё же за внешней легкостью и весельем скрывается тревога. Постановка будто играет с нами – шутит, пляшет, дразнит, но в нужный момент становится серьёзной и неотвратимой, как правда. Под слоем иронии – боль, под масками – лица, которые легко узнать в себе. Спектакль не только развлекает, он будто спрашивает каждого: а что ты готов сделать ради мира? Или, хотя бы, ради тех, кто рядом.
«Лисистрата» получилась живой, шумной, полной энергии. Здесь есть юмор, дерзость, неожиданные повороты. Но главное – здесь есть вопрос, на который до сих пор нет ответа: почему люди снова и снова выбирают войну, а не мир.
Автор – Анна Московко