Московский планетарий вновь превращает Большой Звёздный зал в театральное пространство «Научного Звёздного театра» и 5 ноября 2025 года, в день своего 96-летия, представит премьерную постановку «Коперник». Первый в России научный мультимедийный полнокупольный спектакль по пьесе Анастасии Букреевой создает Творческое объединение «Эскизы в пространстве»: режиссёры Дмитрий Максименков и Дмитрий Мышкин, художники Ирина Михейшина и Марина Шибаева.
Уникальность постановки в том, что действие происходит и на сцене, и на звёздном куполе одновременно. Необычная сценография на самом большом экране-куполе Европы в основном реализована через мультимедийный видео-арт, который буквально «сдвигает» над головами зрителей старый порядок устройства Вселенной на новый, по системе Коперника.
Арт-директор полнокупольного видео-арта, видеохудожник Дарья Мальцева – о Копернике, передовых технологиях, исторических открытиях и творчестве на стыке науки, визуальных цифровых технологий и сценического искусства.

Какова основная идея спектакля и каким вы видите Коперника – героем, ученым или человеком, верным себе?
Я воспринимаю Коперника как образ экзистенциального одиночества, несущего бремя первооткрывателя в области просвещения. Когда благодаря наблюдательности и аналитическому уму ученый приходит к выводам, радикально противоречащим господствующей научной парадигме – особенно в вопросах мироустройства, тесно переплетённых с сакральным и божественным порядком, – это неизбежно порождает конфликт и непризнанность.
С одной стороны – эвристическая радость открытия, с другой – давление и гнёт авторитета устоявшейся системы знаний и неприятие новых идей. В этом и заключается трагизм, но одновременно и сила его личности: при жизни Коперник был обречен на одиночество – не мог рассчитывать на признание научным сообществом. Однако его способность чётко артикулировать, обосновывать и строго систематизировать научные идеи позволила им пережить эпоху и войти в историю. Коперник около сорока лет писал свой главный труд «О вращениях небесных сфер», где обосновывал гелиоцентрическую систему мира, но издана эта книга была накануне смерти учёного, а после – запрещена.
Что вы для себя узнали о личности Коперника, чего нет в учебниках?
Меня поразили два биографических факта в жизни великого астронома. Он взял на себя командование обороной замка города Ольштын (Алленштейн) от тевтонских рыцарей во время польско-тевтонской войн в 1519-1521 годах в качестве коменданта, главы обороны епископства. И второй факт – его сознательный выбор целибата. Коперник был каноником и входил в капитул епископства Вармийского – совет представителей духовенства, участвующий в управлении епархией. Но в поиске истинности своих идей он полностью посвятил себя астрономии, научной деятельности.

Какие творческие открытия принесла вам работа над постановкой?
Работа в пространстве Планетария создает уникальную атмосферу сакрального – находясь под куполом, изоморфным храмовой архитектуре, ощущаешь себя медиатором между научным знанием и зрительским восприятием. Это пространство актуализирует историческую преемственность и накладывает особую ответственность за интерпретацию научного наследия. Полнокупольная проекция открывает принципиально новые возможности для пространственной драматургии, заставляя переосмыслить традиционные сценографические подходы и формы зрительского участия.
Как купол трансформирует восприятие зрителем традиционного жанра спектакля, чем отличается эта постановка от других ваших работ в театре?
Это моя 33-я театральная постановка, но первый опыт работы с полнокупольной проекцией в театральном контексте. Купол трансформирует традиционную жанровую структуру в направлении иммерсивного театра – формата полного перцептивного погружения. Ключевая задача – создать симбиоз между актерской игрой и проекционной средой, где купол функционирует не как декорация, но как равноправный драматургический партнер. Современная театральная эстетика стремится к паритету выразительных средств, и полнокупольный видео-арт должен стать полноправным участником сценического действия, при этом избегая доминирования над актерским началом.
Какую роль играет полный купол в драматургии?
Купол соответствует тенденциям расширения театральных форматов и генерации новых моделей аудиовизуального взаимодействия. Он функционирует как полноценный драматургический инструмент, способный передавать не только визуальную информацию, но и эмоциональные состояния, создавая атмосферу космической бесконечности – ключевую для понимания коперниканской научной революции.

В чем уникальность формата «Научного звездного театра» и какие инструменты вы используете в постановке? Какие технологические новшества применяете?
Формат научного звёздного театра позволяет осуществлять популяризацию научного познания через эмоциональное переживание, используя методы эдьютейнмента. Зритель получает возможность освоения научных концепций через театральную репрезентацию.
В техническом плане мы применяем адаптированную под купольную проекцию компьютерную графику и технологии полного визуального погружения, создающие эффект присутствия в космическом пространстве эпохи Коперника.
Для кого вы создаете этот спектакль – чем он будет близок разным аудиториям? Чем привлечет и удержит внимание?
Несмотря на научную специфику, мы артикулируем универсальные экзистенциальные темы – внутренние конфликты личности, процессы формирования мировоззрения, противостояние индивидуального познания и социального консенсуса. Для театральной аудитории открывается возможность освоения научных теорий через художественную интерпретацию. Представители научного сообщества могут оценить новые эмоциональные способы популяризации и осмысления через катарсис знакомых концепций.
Какие художественные средства делают его актуальным и современным? Почему вы поднимаете тему открытий Коперника именно сейчас, почему это важно?
Мы используем гибридный иммерсивный формат, соответствующий современным тенденциям мультимедийного театра. Актуальность темы обусловлена необходимостью защиты научного мышления в эпоху информационного шума. Коперник – парадигматический пример исследователя, доверяющего эмпирическим данным и математическим расчетам вопреки авторитарному давлению. Его пример не теряет своей актуальности вот уже более пяти веков.

Как вы соединяете науку и искусство? Какую не только эстетическую, но и практическую пользу несет постановка?
Драматургически мы применяем бивременную структуру: ретроспективные фрагменты жизни Коперника и современный ему диалог ученика с академической средой. Для визуализации воспоминаний используем технику коллажа, сочетающего астрономические диаграммы траекторий небесных тел с живописью эпохи Возрождения. Этот синтез создает продуктивное напряжение между сакральным искусством того времени, пронизанным христианской символикой, и рациональным научным знанием – сферами, традиционно воспринимающимися как антагонистические. Практическая функция постановки – популяризация научного метода и формирование критического мышления через эмоциональное воздействие.
Почему зрителям обязательно нужно прийти на спектакль?
Это уникальный опыт физического погружения в космос эпохи Коперника под куполом планетария – синестетическое переживание, недостижимое в традиционных театральных форматах. Кроме того, спектакль актуализирует вопросы интеллектуальной честности и мужества отстаивания истины. Обращение к Копернику, как к примеру ученого, изменившего научную парадигму благодаря приверженности эмпирическому методу, представляет не только культурную, но и гражданскую ценность.