Не классикой единой: «Пушкин и К°» в Театре им. Ленсовета

На Малой сцене Театра им. Ленсовета продолжаются вечера литературно-просветительского проекта «Связь времён». Ранее в его фокусе оказывались Гоголь, Чехов, Бунин, а в этот раз режиссер Роман Кочержевский решил обратиться к главному русскому поэту – Пушкину. Всё началось с приветственного слова постановщика, который предложил аудитории погрузиться в мир «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича. За погружение отвечали известные артисты театра, которые вновь взялись доказать, что классика актуальна в любые времена. И доказали!

Фото Юлии Смелкиной

«Моцарт и Сальери» Олега Федорова и Александра Новикова вышли печальными, сомневающимися в себе, с очевидным с самого начала трагическим финалом истории.

Продолжился поэтический цикл «Каменным гостем», где Федор Пшеничный в роли страстного, почти безумного Дона Гуана соблазнял и буквально покрывал кровью Дону Анну (Диану Милютину, для которой эта роль стала дебютом в Театре им. Ленсовета).

Завершила первое отделение, пожалуй, самая яркая и запоминающаяся сцена из «Скупого рыцаря» в исполнении Ольги Муравицкой. Она предстала в образе жадного, почти безумного Барона, который выплевывал свои горькие и яростные слова, обращаясь к своим любимым бездушным сундукам с монетами. Зловещие и пугающие интонации напоминали то звуки металла, то шипение персонажа Голлума из саги «Властелин колец». «Вот мое блаженство! — произносит Барон, нависая над своими богатствами, — а в манере произношения чудится «Моя прелессссть».

Фото Юлии Смелкиной

Каждую сцену режиссёр сопроводил атмосферным видеорядом: плеск волн, черепа, замысловатые узоры – и фортепианным аккомпанементом в исполнении Александра Богачёва. Динамичное аудиовизуальное оформление уравновесили аскетичной сценографией: герои читали свои тексты из простых деревянных ящиков с то вспыхивающим, то гаснущим внутри светом. Что это, гробы без крышек? Границы, которые персонажи не в силах преодолеть? Коробки для марионеток собственных страстей? Выводы об этом каждый сделал свои.

Фото Юлии Смелкиной

«Я больше не хочу про Чехова/ Я больше не хочу про Пушкина» — заявила во втором отделении поэтесса, литературный критик и журналистка Татьяна Вольтская. Она совместно с российским и советским поэтом Александром Танковым представила авторские стихи, в которых нашла отражение современность: пандемия и карантин, политическая повестка и гражданская позиция.

А Александр проиллюстрировал теорию, что в поэзии существует только две темы — любовь и боль, и все стихи так или иначе про эти два состояния. А также, что стихи — это музыка, — скрипичная, духовная, фортепианная. И в его размышлениях на эти вечные темы прослеживались музыкальные ритмы.

Фото Юлии Смелкиной

Новый эпизод проекта вскоре порадует зрителей волнующей встречей с очередным классиком. Такие вечера подойдут тем, кто ищет в поэтической плоскости точки соприкосновения между веком ушедшим и веком нынешним. Кто хочет услышать актуальные мнения на вечные темы. Кто уверен, что «не классикой единой». Кто ищет свежие голоса или просто хочет дать им шанс пробиться к собственному сердцу.

Автор: Дарина Львова

URL List