Земля уничтожена. С Марса пришлось сняться. Идут долгие и выматывающие переговоры с жителями единственной планеты, пригодной для жизни последней во Вселенной тысячи человек. Вроде, согласились. Вроде, примут. Жаль, лететь далеко, но дело-то на мази – прогрессивное правительство дало добро, людей ждут. Что может измениться за двадцать лет полета до долгожданной новой земли?
Разумеется, и могло измениться, и изменилось всё. Власть перешла в руки консерваторов, которые более въедливо ознакомились с материалами о Земле, и решили, что люди – прямая угроза миру на планете Чум.
У меня душа ушла в пятки. Для планеты, гордившейся своим миролюбием, на Чуме было уж слишком много жестокости. И сейчас она вся была направлена на нас.
Люди нежелательны. Люди опасны. Но данное двадцать лет назад обещание нарушить нельзя – приходится назначить испытательный срок одной человеческой ячейке общества и попробовать всеми силами вытурить её с планеты в максимально сжатые сроки.
Только вот когда речь идет о выживании и последнем шансы люди могут проявить невероятное терпение и выдержку. И просто делать всё, что в их силах, чтобы навести хрупкие мосты дружбы.
– Будем улыбаться как можно шире, – ответил он. – Постараемся показать, что мы самый веселый, дружелюбный и компанейский народ во Вселенной!
– Изобразим золотистых ретриверов?
Папа ухмыльнулся.
– В точку!
Вписать эту книгу в определённый жанр почти невозможно. Как профессиональный сценарист Джефф Родки хитро, чтобы читатель сразу не догадался, смешивает элементы научной фантастики (путешествие в космосе), антиутопии (вынужденное после некой катастрофы путешествие в космосе в поисках нового места жительства) и социальной сатиры (вынужденное путешествие в космосе заканчивается попыткой встроиться в новое общество, живущее по чётким правилам, под которые нужно, ради общего выживания, подстраиваться).
Нет никаких сомнений в том, что Джефф, описывая планету Чум и ее многочисленных обитателей, вдохновлялся теми противоречиями, которые он наблюдает в современном ему и нам обществе. Мы за мир, но также мы – защищаем его всеми доступными и разной степени гуманности способами. Мы за разнообразие, но также мы – имеющегося разнообразия достаточно. Мы за равноправие всех жителей планеты, но также мы – держим солдат в боевой готовности.
Благодаря этим чуть более, чем хотелось бы, актуальным мотивам «Неземлян» сложно не только четко классифицировать по жанровой принадлежности, но и отнести к какой-либо возрастной категории. Формальности книгоиздания требуют и получают жирные 12+ на обложке, жизнь, в свою очередь, показывает, что роман нужно выдавать читателю в тот момент, когда у него появляются первые вопросы уровня «почему так, а не иначе», а это может случиться и гораздо раньше, и гораздо позже заявленных двенадцати лет.
Как говорил книжный блогер Дмитрий Гасин, единственное, что отличает детскую или подростковую книгу от взрослой, это надежда на благополучное разрешение конфликта. «Неземляне», преодолевая в каждой главе многочисленные барьеры на пути к общей цели, сохранению человеческого рода, этому требованию полностью отвечают, ставя перед нами очередной вопрос.
Если получилось у них, может быть, и прямо сейчас, на Земле, не всё так безнадёжно?
Автор Елена Чернышева