«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – эти слова классика мировой литературы не устаревают. Ссоры, непонимание, конфликты отцов и детей, супругов не всегда находят разрешение и приводят к тому, что между близкими людьми выстраивается неприступный забор. Спектакль именно под таким названием – «Забор» – в Театре Антона Чехова рассказывает историю одной семьи со сложными взаимоотношениями, которые тянутся долгие и долгие годы.
В основе спектакля Леонида Трушкина – пьеса канадского драматурга Норма Фостера о встрече отца и сына после 13-летней разлуки. Оба встрече не сильно рады, но сын почему-то решил навестить отца, а тот не смог отказать. Сначала им попросту не о чем разговаривать, потом они припоминают друг другу прошлое, иногда идя на сближение, в чём им помогает подруга отца, которую он вроде бы и любит, но вот жениться не готов. Все трое спорят и язвят друг другу, хотя в глубине души хотят мира и тепла.
Драма разыгрывается в доме Гарри (Фёдор Добронравов) – пожилого фермера, который в данный момент никакого хозяйства не ведёт и перебивается случайными заработками. Художник-постановщик Игорь Макаров представил на сцене стены его жилища прямыми однотонными досками, которые идеально подойдут для настоящего забора, а само слово «забор» то и дело проскальзывает в разговорах, как упоминание о калитке, которую нужно починить. Но дело не движется – Гарри застрял «в процессе», как и застрял в своём прошлом, где не договорился сначала с собственными родителями, а потом с женой и ребёнком.
Помимо сломанной калитки в жилище Гарри найдётся множество сломанных ни один год вещей, его убогий быт пытается скрасить Джин (Инга Оболдина) – соседка, «женщина, муж которой застрелился», ставшая Гарри сподвижницей и любовницей. Но и с ней у Гарри не всегда ладятся разговоры, он даже не может сказать ей, что не любит крепкий кофе, не то что признаться в любви. Все попытки Джин настроить Гарри на радушный приём сына проваливаются, а лавирование между двумя обиженными мужчинами превращается для неё в трудную работу.
Сын Гарри – Дрю (Иван Добронравов) – приехал не просто так: в его жизни наступил кризис, и выход он решил найти в своём детстве. Он сам не знает, что он ищет, но отчаянно пытается. Мелкие склоки между отцом и сыном, смешанные с не всегда добрыми шутками, выводят их на путь, где можно найти лазейку в заборе между ними. Но беда в том, что нужно разговаривать и слушать, а вместо этого герои пытаются учить друг друга жизни.
Гарри был одиночкой всегда, привык держать в себе горечь, прячась под маской благополучия и чёрствости. К нему сложно найти подход, но легко обидеть. Оставшись наедине с собой он из раза в раз переживает неудачи и не способен выстраивать эффективную коммуникацию с обществом. Его сын Дрю, человек передовой, прогрессивный, требует от него слишком многого, но уже сделав первый шаг, он пробуждает в Гарри потребность в коммуникации. Хорошим посредником выступает сочувствующая и всюду успевающая Джин, но работы впереди ещё много.
Эта семейная драма сочетается с тонким канадским юмором про хоккей, конфликты в фермерском профсоюзе и рецепт салата на новый год. Сами герои, несмотря на сложность ситуации, ничуть не унывают и не дают скучать зрителям: в их диалогах встречаются слишком прямолинейные вопросы, для ответа на которые герои проявляют изобретательность. Противостояние заканчивается хрупким миром и взглядом в светлое будущее.