Карточные фокусы, вылезающие из корзинки ушки кроликов, атмосфера цирка и прочего волшебства параллельно с историей бесконечного донжуанства сосуществуют на сцене театра «Шалом». Здесь состоялась премьера спектакля Яны Туминой «Люблинский штукарь» по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера.
В центре сюжета ‒ история Яши Мазура, великого фокусника, талантливого артиста, умеющего выполнять сложнейшие номера, вскрывать замысловатые замки, гипнотизировать публику. Зрители любят его, а он искренне любит женщин ‒ очень разных, темпераментных, гордых. Каждая из них неповторимая и яркая, и в каждую амурную историю Яша бросается как в омут с головой, но наступает момент, когда за всё нужно расплачиваться.
У Яны Туминой получился спектакль-притча, где через ограниченное число героев и локаций, простой реквизит и декорации (художники ‒ Кира Камалидинова, Нил Бахуров) и весьма понятные превращения удалось показать историю взлёта и падения, моменты греха и миги раскаяния. Постановка, длящаяся два с половиной часа, включает в себя и элементы кукольного театра, и хореографические этюды (хореограф ‒ Алишер Хасанов), и видеопроекцию (видеохудожники ‒ Маша Небесная, Кирилл Маловичко), в которой можно рассмотреть отсылки к работам известных художников. Благодаря всему этому в, на первый взгляд, довольно бытовом сюжете читается и история польских евреев, и отсылки к библейским мотивам.
Бесконечные чудеса на протяжении действия, для достижения которых Яше (Евгений Овчинников) приходится то и дело вскрывать замки, усиливают ожидание успеха и счастья главного героя. Но случается непоправимое: однажды ему не удаётся вскрыть ни настоящего замка, ни сердца женщины, в которую он безгранично влюблён. И тут наступает точка невозврата: Яша понимает, как он запутался в жизни. Зритель видит это буквально ‒ момент внутренней бури продемонстрирован огромным количеством упаковочной бумаги, которая легко мнётся и рвётся, в антураже которой происходит выяснение отношение и принятие фатальных решений.
Параллельно действию за душу Яши идёт непрерывная битва между обаятельными Ангелом (Николай Тарасюк) и Бесом (Антон Шварц), которые в определённый момент ошарашены поворотом судьбы. Следует как тень за героем и его мудрый отец (Григорий Каганович), которому часто чужды поступки сына, но ничего изменить нельзя: чужая душа ‒ потёмки.
Оставляют свой след на сердце Яши и все его избранницы: и тонкая и кроткая законная жена Эстер (Анна Терентьева), и ранимая и трудолюбивая коллега Магда (Алина Исхакова), и женщина со сложной судьбой Зевтл (Евгения Романова), и недостижимая Эмилия (Елизавета Потапова). Но сам Яша ‒ это огромный чемодан талантов и необъяснимых поступков. И своим последним выбором в жизни он поражает всех.