МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ SOLO

ФЕСТИВАЛЬ-2023

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ О ФЕСТИВАЛЕ 2023

«В лучах». Государственный русский театр драмы им. Ф.А. Искандера, Абхазия.

Хрупкая и трепетная абхазская актриса Ирина Делба в одиночку выносит на своих плечах сложнейший материал – биографический и научный. Рассказ о женщине-гении Марии Склодовской-Кюри она ведёт от обыденных фактов не всегда счастливого детства до яростного противостояния судьбе, общественным устоям, божественной вере. Всё нарастающей энергией исполнения актриса раскаляет зал до голубоватого свечения радиолюминисценции и словно сама сгорает в этих лучах. Сознание зрителя возмущается несправедливостью мира и восхищается силой духа маленькой женщины, которая из серой мышки в начале спектакля в финале превращается в красавицу, знающую цену себе и своим достижениям.

Режиссёр – Антон Корнилов, исполнитель – Ирина Делба

«Спектакля нет…». Проект Ивана Дергачëва, Москва.

Спектакль.... или нет? Навеянная современным видом искусства «stand up», иногда ностальгически напоминающая любимый детский «Ералаш», тщательно подготовленная, мастерски и вдохновенно воплощëнная импровизация. Автор и исполнитель Иван Дергачëв не ищет сложных путей, а берётся за ласковые, тëплые и всегда беспроигрышные воспоминания из собственного детства. Получается история о стране, о взрослении мальчишки, о мечте, становлении художника и немного о любви. К родителям и к женщине. К театру и к жизни.

Режиссёр и исполнитель – Иван Дергачëв.

«Один фунт сердца». Ванадзорский государственный драматический театр имени Ованеса Абеляна (Армения)

Спектакль поставлен по пьесе драматурга Самвела Халатяна, вдохновленной знаменитой комедией Уильяма Шекспира «Венецианский купец». В этом произведении акцент смещается с денег на национальную гордость, драматург исследует, как стремление Шейлока к мести обусловлено желанием восстановить свое достоинство, а не простой денежной выгодой. На сцене актер Арамаис Саркисян рассказывает свою историю, взвешивая на древних весах не столько материальное, сколько духовное, побуждая зрителей по-новому взглянуть на одного из самых противоречивых персонажей Шекспира.

Режиссер Ваге Шахвердян, исполнитель Арамаис Саркисян

«Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе». Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

Школьная доска, множество формул, горящие глаза увлечённого физикой молодого человека, перспективы большого будущего, но внезапный недуг того гляди всё перечеркнёт и оставит героя на обочине жизни… Егор Паншин и управляемый им маленький деревянный человечек легко и занимательно рассказывают сложную судьбу всемирно известного учёного, доказавшего, что невозможное возможно, а жизнь стоит того, чтобы её прожить. Оксфорд, космос, чёрные дыры, многомиллионные книжные тиражи, широко известные интервью пролетают на глазах зрителя менее чем за час, но вдохновляют надолго.

Автор и режиссёр – Алексей Егоров, исполнитель – Егор Паншин

«Москва – Петушки». Калужский областной драматический театр

То ли поездка в подмосковной электричке, то ли прожитая жизнь, то ли алкогольный туман, то ли глубокий анализ человеческого бытия, то ли случайные собутыльники, то ли реальные исторические персонажи… Венечка Ерофеев в исполнении Андрея Соловьёва пытается объять необъятное в забавной форме дискутируя с самим собой на тему вечного и быстротечного, добра и зла, реального и химерического. Его рассказ – просто и весело изложенная история цивилизации, которая постоянно находится на грани погибели, погрязая в распрях, войнах, грехах.

Режиссёр – Сергей Вихрев, исполнитель – Андрей Соловьёв

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ О ФЕСТИВАЛЕ 2022​

«Ухо Ван Гога», Тюменский драматический театр

Кисть была для него слишком большой, чтобы он мог называть себя художником. Комья земли – слишком красивыми, чтобы не пытаться ради них смешать краски. Стул был слишком одиноким, чтобы не признать в нём своего тёзку. Мир – слишком несовершенным, чтобы считаться лучшим творением Создателя. Что мы знаем о рыжем человеке в ушанке поверх повязки? Он гений страсти и восторга, который мечтал пробить стену между «чувствуешь» и «умеешь», но вместо этого убил свою тень. Отныне и присно узник открыток, пленник домыслов и подсудимый аукционов. Прости нас, Винсент Ван Гог, человек и промокод.

«Поэт», Проект Яны Лихотиной, Вологда

Часовой спектакль по прозе, стихам и воспоминаниям Варлама Шаламова не ограничивается скупой хронологией фактов, а становится историей адаптации человека к суровым обстоятельствам и поисков смысла жизни, которая, казалось бы, зашла в тупик. Это повествование-переживание о том, как в аду любить природу, ценить каждый звук и каждое дуновение ветерка, как возродить в душе забытые чувства и лелеять хрупкую красоту этого мира, как радоваться выскочившему из глубины памяти слову и способности мыслить, видеть, ощущать.

«Сны Гамлета», Владимирский академический театр драмы

Офисный перезвон условного Гамлета с такими же условными персонажами, взявшими от Шекспира лишь имена и обрывки фраз, далек от Эльсинора. Галлюцинирующий герой – типичный современный офисный червь – сходит с ума не от мысли о мести, а от невозможности вырваться из своей жалкой, совсем не королевской жизни. Буйство сменяется апатией, выдуманное веселье - таким же выдуманным страданием. Известные слова, перемежающиеся вольным пересказом, словно кони, бегают по кругу. Снова и снова, опять и опять…Невольно вспомнишь Грибоедова, только карету стоит призывать определенную – с красным крестом.

«Палач/Executor», Drama & Physical Theatre, Anton Mozgalev, Москва.

Нетленная проза Федора Достоевского, рассказ «Кроткая» в исполнении Антона Мозгалева – создателя «Drama & Physical Theatre». Тело Рассказчика словно подключено к электрической розетке — раскаленное, дрожащее, совершающее немыслимые и неправдоподобные движения. Кажется, это не внешняя оболочка человека, это сгусток его внутренних эмоций сотрясается в конвульсиях непонимания и обиды. Рассказчик потерял жену: кроткая, милая, молчаливая, она выбросилась из окна от несовладания с собой и ситуацией, в которую поставила ее жизнь. Деспотичный муж-ростовщик стал невольным палачом любви, а вместе с тем и жизни – своей и кроткой любимой женщины. На это действо могли бы смотреть посетители какого-нибудь «Приюта комедиантов» в начале прошлого века. Телодвижения в стиле «биомеханики» и мейерхольдовского авангардного театра. Костюмы в эстетике «Пьеро и Арлекин». Родченковские супрематические цвета: красный, черный, белый. Экспрессия, яркость переживаний, ворожба пластики. Это настоящий театр. Из прошлого и из будущего.

«Хочу в Париж», Городской драматический театр (Нижневартовск) ⠀

Три табуретки, кастрюля, гитара и книга – вот и все, что понадобилось актеру Евгению Наумову, чтобы перенести зрителей в давно забытый мир, отзывающийся у каждого и страхом, и гневом, и счастьем, и ностальгией. Рассказ Михаила Веллера – живая и трогательная история мальчика из советской глубинки, раз и навсегда влюбившегося в Париж. Романы Дюма, кулинарные эксперименты, поиски Франции в каждом моменте герой пронес сквозь годы, ни на секунду не предавая свою мечту. Она сбылась под конец жизни, сбылась странно и трагично, но какой была бы жизнь этого простого человека без его одержимости?

«Дорога», Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой (Москва)

Несчастливый человек бредёт по дороге на кладбище. Он говорит шёпотом, пытается шутить, делает глоток абсента и снова говорит шёпотом, и снова пытается шутить. Голое деревцо за спиной будто его собственная тень, безжалостно напоминающая о внутренней душевной пустоте, заполнить которую ничем не удаётся. Абсент не помогает. «Жизнь меня разочаровала...» – признание перебивает музыка Баха, Бетховена, Штрауса и (неожиданно) Фредди Меркьюри. Спектакль-мартиролог превращает пустынь перед кладбищенскими воротами в поэтический островок, где тени прошлого и страдания настоящего очищают душу маленького человека, готовя его к таинственному путешествию в бесконечность. А табличка «Мест нет» стирает грустную и растягивает на лице добрую улыбку надежды. «В добрый путь!» – хочется пошутить следом за чудаковатым человеком с клоунским носом.

«Тюремный психолог», проект Дарьи Михайловой, Москва

Вербатим чаще всего предполагает реальную историю реальных людей, рассказанную их же словами Случилось ли на самом деле все то, о чем повествует в своих откровениях героиня спектакля, угадать трудно. Очевидно одно – подобное однажды происходило в жизни практически каждой женщины, и потому зал заинтересованно улыбается, а на лбу всех представительниц слабого пола «светится» бегущая строка: все мужики – козлы. Не очень молодая, но все еще очень привлекательная женщина – тюремный психолог влюбилась искренне и со всей мудростью своего возраста, возможно, в последний раз в жизни. Коллега Макс моложе ее, женат, красив, беспечен и полигамен. Он ведет себя, как собака на сене или кошка с мышкой: не отпускает от себя, но и не слишком тщательно скрывает ложь и отношения на стороне. Они – абьюзер и жертва под прикрытием внешней интеллигентности и благополучия. Непоправимое происходит случайно, а герои как-будто не замечают, что осознанно идут к страшному и облегчающему концу, закручивая пружину отношений. Исповедальный, ироничный текст Елены Исаевой в проникновенном и эмоционально-точном исполнении режиссера и актрисы Дарьи Михайловой звучит так, словно женщина однажды просто решила признаться в чем-то не следователю, а себе самой.

«Записки сумасшедшего», Великолукский драматический театр

Путь из квартиры в департамент, из прожорливых пёсьих страстей в голод любовной трагедии, из титулярных советников в титулованные монархи, из мечты в капкан дьявола. Отпечатки босых ступней страшатся шелеста газет, ветер с Каспийского моря нагоняет дичь и морок, белая ночная сорочка запахивается полами шинели, а маленький человек Поприщин распрямляется долговязым артистом Петровым. В земном королевстве под слепым лунным светом у героя полно обидчиков, один целительный маяк-маменька и вовсе нет счастья. Жаль, карета испанских депутатов заблудилась на пути из Великих Лук в Москву.

«Капитал», Камерный театр «Среда 21» (Москва)

Высококачественный продукт театрального вуза Александр на глазах жертв и свидетелей кризиса театрального перепроизводства превращается в востребованный товар. Краткая истерическая справка об одной из главных книг человечества вызывает конкурирующие чувства: брезгливую наморщенность лица, гладкость логической мысли и неистребимое желание заплатить ещё немного бумаги за секунды на счётчике, чтобы продлить эту лекцию и снова пройти через дым, муку и гофротрубы. Зрители смеются и чихают, Наоми Уоттс внутри ростового зайца трудится за деньги плюс, а в это время на рынке за одного бобра дают семь оленей. Если вы поняли это, то вы поняли о «Капитале» Кубайлат почти всё. Почти, но не всё. Звучит тревожная музыка.

«Не обо мне», Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера (Абхазия, Сухум)

Если тебе уже исполнилось 50, то пора писать письмо к Смерти, чтобы рассказать ей не о себе – о жизни. О детях, которые пропускают звонки, семейные ужины и главное мимо ушей. Пожаловаться Ей на неподъёмные сумки, несыгранные роли, недолюбивших мужей; намекнуть на одиночество, захлёбывающееся в море аплодисментов и лайков. В письме можно задать Смерти два самых глупых вопроса – как стать счастливым и в чём смысл жизни. Смерть, конечно, будет тянуть с ответом, но зато поймёт: ты боишься думать о Ней, потому что до смерти любишь жизнь – без счастья, смысла, мужа и ролей. Письмо важно правильно начать, но ещё важнее вовремя закончить, поставив точку. Эффектнее всего – выстрелом из ружья, которое висит на стене с первого акта.

«Говорит Москва», МХТ им.А.П.Чехова

Камерный, тихий, неспешный флешбэк, требующий от зрителя скорее не сопереживания, а вдумчивого и чуткого восприятия текста. Его читает Наталья Тенякова, перебирая одну страницу за другой, будто раскладывает в хронологическом порядке старые, пожелтевшие письма. Монолог героини пьесы Юлии Поспеловой вырастает из исторических документов, но в них вдруг обнаруживается много поэзии, лирических вставок и даже юмор. Биография дочери Сталина представляется как судьба не одной конкретной девочки, а целого поколения. Никакого нажима на эмоцию, никаких осуждений или громкой патетики. Никаких вспышек и красноречивых слов. Текст растекается медленно, как лесной ручеек, который пробился там, где по законам природы его быть не должно.

МИНИ-РЕЦЕНЗИИ О ФЕСТИВАЛЕ 2021

Горбатая​,
Независимый театр «ТУТ», Екатеринбург

История чуткости, самоотверженности и умения радоваться жизни, какая бы дичь рядом ни происходила. Героиня всю жизнь посвятила заботам о других людях и решению их проблем. Будучи горбатой от природы, она невероятно красива душой, а на своём горбу тащит боль всего человечества. А терапия для неё - искренняя вера: в людей, в свои силы, в написанное в глянцевых журналах...

Подлинная история Фрекен Хильдур Бок,
Томский областной театр юного зрителя

Очень деликатный спектакль, где актриса рассказывает историю своей семьи, переплетая её с судьбой Фрекен Жюли из известной пьесы Стринберга. Столкновение вербатима и художественной литературы показывает, какой разной может жизнь, как уникальны отношения дочерей и отцов и как детство тянется за взрослыми дочерьми всю их сознательную жизнь. Здесь больно, нервно, нежно, тонко.

Головлев

История семьи Головлевых представлена в игрушечно-лубочном стиле, где каждый герой, отжив свой век, уезжает прочь на конвейере. Одинокий Порфирий Головлев не может избавиться от гнета матери даже после её смерти, тонет в пучине воспоминаний-игрушек, захлебываясь от мерзких чувств и мыслей, так никогда и не пожив по-настоящему.

Shakespearology,
Театр Sotterraneo (Италия, Флоренция)

Шекспирология – это не скучная наука, разбирающая Великого Барда на апострофы и артикли. Герой на сцене – homo teatrantus и крутой парень, чьи пальцы трогают струны Верди, Элвиса, Radiohead, База Лурмана и Модуньо. Ироничный сторителлинг Вуди Нери рассеивает белый шум легенд ради нового мифа: Шекспир не умер – он ушёл в кулису, тихо бренча на гитаре.

Быть зиме,
Сибирский камерный театр «13 трамвай» (Новосибирск)

Очень деликатный спектакль, где актриса рассказывает историю своей семьи, переплетая её с судьбой Фрекен Жюли из известной пьесы Стриндберга. Столкновение вербатима и художественной литературы показывает, какой разной может быть жизнь, как уникальны отношения дочерей и отцов и как детство тянется за взрослыми дочерьми всю их сознательную жизнь. Здесь больно, нервно, нежно, тонко.

Одного кто знает?
Областной русский драматический театр (Казахстан, Костанай)

История великого разочарования, когда вера в идеал оказывается разрушенной одной лишь бумажкой, в которой сказано, что ты еврейской крови. Оказавшись по другую сторону баррикад, героиня видит обратную сторону пьянящих лозунгов. Психологическое опустошение преобладает над физическими тяготами, а открытый финал даёт возможность зрителю самому решить, как она выбирается из этой ямы.

Говорит Москва,
ворческая мастерская GRANART (Нижний Новгород)

Монолог, полный любви, ненависти, страха, презрения, смирения и принятия, пробирает до мурашек, не все договаривает до конца, неистово кричит от боли, нервно шепчет от безысходности, транслируя воспоминания и наблюдения дочери вождя. Этот спектакль - титанический труд актрисы Натальи Кузнецовой, ярко, нежно, надрывно воплощающей непростую судьбу своей сложной героини.