Спектакль «Платонов. Рассказы» в театре им. Е.Вахтангова

3 октября на сцене «Студия» театра им.Вахтангова состоялась премьера спектакля «Платонов. Рассказы» в постановке Анны Горушкиной. Рожденный в режиссерской лаборатории театра, спектакль получил одобрение художественного руководителя Римаса Туминаса и был представлен публике.

Язык Платонова считается сложным для театра, инсценировать его можно только пропустив через себя этот невероятный, лишенный всяких правил словесный хаос, будто бы специально перемешанный и абсурдный, и требующий от актера создания параллельной реальности, запечатленной в этих словах. Анна Горушкина не побоялась рискнуть:

«Я мечтала о прозе Платонова и боялась его. Это особенный, евангельский автор. Его удивительный язык, его образы не даются, ускользают сквозь пальцы. Его герои – чудаки и праведники. Они трогательные, милосердные, любят, прощают. Мелодика речи платоновских героев завораживает. Меня радует, что молодые актёры услышали и поддержали меня, заинтересовались автором. Для меня эта работа – интереснейший опыт и освоения прозы Платонова, и работы с молодыми талантливыми неравнодушными актёрами».

Восемь актеров уже известны публике по спектаклям «Комедия о вдове», «Все будет», «Чужая жена и муж под кроватью», и другим. Каждый по отдельности и все вместе, они создают звучащее «платоновское» пространство, наполненное музыкой и движением, птичьим пением и волчьим воем, тихим шепотом и громким плачем. Гудит паровоз, люди с чемоданами рассаживаются в вагоне, и покатились рассказы один за другим, сцепленные друг с другом темой неприкаянного путешествия человека по жизни: «Неизвестный цветок», «Невозможное», «Песчаная учительница», «Река Потудань», «Семен» и «Юшка». Маленькая «Студия» с залом на тридцать пять мест как нельзя больше подходит для таких вот неторопливых тихих разговоров по душам, для непростых историй простых людей, рассказанных в дороге, в вагоне обычной электрички, случайному попутчику.

Платоновские ноты — прерывистые, неуверенные, сбивчивые – в каждой мелочи. В маленьком чемоданчике Марии Никифоровны, заключающем в себе целый новый прекрасный мир. В нелепой и трогательной шапочке Юшки. В старом патефоне, шинели, хлопьях снега и детском плаче. И, конечно, в глазах и голосах актеров.

Особенно хочется отметить сценическое решение рассказа «Семен», соединившего в себе великолепную игру Николая Романовского и неожиданный, но прекрасно вписавшийся в историю, театр теней. А также блестящую работу Дениса Бондаренко в роли Юшки.