Как ни удивительно, но в Москве, где такая насыщенная музыкальная афиша, услышать Вагнера можно не часто. И на концертном исполнении пролога («предвечерия») тетралогии «Кольцо Нибелунга» в концертном зале Чайковского был аншлаг. На сцене один из лучших симфонических оркестров – ГАСО им Е.Ф. Светланова, за пультом маэстро Владимир Юровский.
«Золото Рейна» – это большой пролог цикла «Кольца Нибелунга», состоит из четырех картин, переходящих одна в другую и соединенных оркестровыми интерлюдиями. Исполняется без перерыва и идет два с половиной часа. Здесь нет традиционных арий и дуэтов, вместо них звучат монологи и диалоги.
Герои существа вполне сказочные – боги, русалки, великаны и карлики-нибелунги, их партии были исполнены 14 солистами. Прекрасно и убедительно звучали богиня судьбы Эрда (Анна Ларссон), верховный бог Вотан (Йохан Ройтер), великан Фафнер (Эндрю Харрис).
Расширенный состав оркестра – 6 арф, 4 валторны и 4 вагнеровские трубы – позволил всем услышать и почувствовать величие этой музыки и услышать, как катятся волны Рейна и звучат наковальни гномов. Завершающий симфонический эпизод шествия богов по радуге в Валгаллу, эффектно подсвеченный проход солистов через зал – неочевидно трагический финал «Золота Рейна» содержит все мотивы будущей тетралогии и гибели богов.
По определению Владимира Юровского это был «эпический театр с музыкой». Мы согласны.