Действие спектакля разворачивается в Копенгагене в формате конференции по «иранскому вопросу», и у микрофона по очереди оказываются представители мировой элиты – писатели, журналисты, жена премьер-министра, священник, дирижёр. Всего десять человек, которые представляют десять взглядов на современную действительность. Сомнения и поиск ответов — один из продуктивных способов познать себя и окружающий мир. И зрителю предлагается возможность присоединиться к той или иной философии жизни. Выходит первый спикер к микрофону и всё, что он говорит, отзывается в тебе согласием, потом выходит следующий, и у него тоже оказываются внушительные доводы своей «правды», и ты уже начинаешь сомневаться в сделанном тобой выборе. А потом, когда выступили все, ты понимаешь, что поиск ответов здесь и есть главная цель и смысл. Остановиться и решить для себя, на какой ты стороне, что ты на самом деле думаешь – вот что важно, и вот что преследует постановка.
Один выступающий хочет всегда получать комфорт и покой. Выступление другого основывается на «принципе Бога», на том, что есть в мире что-то важнее смерти или жизни и находится всегда внутри нас. Следующее выступление возвращает нас к жестокой реальности: к тому, что в некоторых странах публично избивают за использование косметики и селфи с обнаженным запястьем, казнят за критику ислама и всячески нарушают так называемые «вселенские права»: на жизнь, на получение знаний, на собственное мировоззрение и сексуальную ориентацию.
Так, на протяжении всей постановки, зрителю пытаются показать разные грани одной проблемы, предлагаются противоположные мнения и возможности согласится с ними или нет. Насколько вы согласны с тем, что европейский человек недостаточно счастлив по сравнению с более бедными, но подлинно счастливыми и духовными странами? Кто замечал, что у них есть секрет в глазах, а у нас – нет? И как мы можем помогать и спасать тех, кто в этом не нуждается. Или вы считаете, что все эти «секреты» бред и надо сосредоточиться на реальных проблемах, на нарушении человеческих прав в Иране и других неблагополучных странах? А может, не нужно искать новые ответы и только рабы ищут свободу, так как не имеют её, и что важен только Бог и традиция.
В конце спектакля слово берет представительница обсуждаемого народа – мусульманская женщина, иранка, которая двадцать лет провела под домашним арестом за любовную лирику. И она открывает совершенно другой взгляд на «иранский вопрос» и завершает своё выступление стихами собственного сочинения «Это всё» про жизнь, смерть и любовь. Спектакль задает вопросы, а возможно ли вообще на них найти ответы? Каждый решает для себя. Потому что это не иранская конференция, а наша.
Автор: Дарина Львова