В прошлой статье мы рассказали, как Студенческий театр МГУ зародился в XVIII веке. Сегодня мы хотим поделиться страницами истории из второй половины XX века и рассказать об эпохе Ролана Быкова в театре.
Ролан Быков начал работу в театре с очень смелого решения. На свой страх и риск, не спрашивая разрешения у власти, он 6 мая организовал церемонию открытия театра, предварительно приняв на работу 15 человек. Сам Быков вспоминал эту историю так:
Когда я пришел к директору ДК МГУ Савелию Михайловичу Дворину, уже пожилому тогда, в моём понимании, человеку, очень опытному администратору, произошел эпизод, который я по сей день вспоминаю очень часто. Я сказал: «Ну, что, надо идти спрашивать разрешение на открытие театра. Всё готово.» – «Этого делать нельзя», – промолвил директор. «Почему?» – спросил я. И тогда Савелий Михайлович, держась за сердце, – он всегда держался за сердце, – произнес великую сакраментальную фразу, которую я немедленно взял на вооружение и сокрушал ею потом всех: «Запретят на всякий случай.» Я понял, что это действительно так, но тут мне в голову – видимо, из чувства протеста — пришла неожиданная идея: раз не разрешат, то нечего и спрашивать — обойдёмся.
Ролан Быков
Красную ленточку на церемонии открытия разрезала актриса Александра Яблочкина: благодаря ее известности и авторитету ни у кого не возникло сомнений, что Студенческий театр могли не разрешить.
И с этого дня началась новая эпоха в жизни Студенческого театра. «Невидный, неинтересный, совсем молодой парень. Но он заговорил, мы начали репетировать… И мы навсегда влюбились в Ролана» – вспоминала Ия Саввина. Именно Ролан Быков вывел театр на профессиональный уровень, он ввёл цены на билеты и платил актёрам гонорары. Режиссёр мечтал преобразовать студенческую студию в самостоятельный профессиональный театр, где одаренность артистов соединялась бы с их образованностью и осознанной гражданской позицией.
Ия Саввина вспоминала о репетициях того времени:
Мы учились снимать шелуху с души, извлекать из себя искры достоверности. Ролан был прекрасен своими огромными детскими глазами, он доводил нас до опьянения своими репетициями!
Это была эпоха открытий – и драматургических, и режиссерских, и актёрских. Студенческий театр был гордостью Москвы, и даже водители троллейбусов объявляли остановку не «Улица Герцена», а «Студенческий театр МГУ». В 50-х в театр пришла Ия Саввина, тогда еще студентка журфака, а позже – народная артистка СССР.
В те же годы пришла в театр студентка экономического факультета – Алла Демидова. Сейчас сложно представить, что эта талантливая и заслуженная актриса начинала когда-то свой путь в Студенческом театре. «Если бы не Студенческий театр, я бы не стала актрисой, не играла в кино и на сцене. Я окончила бы Московский университет, преподавала политэкономию, быть может, защитила бы диссертацию. Студенческий театр МГУ определил мою судьбу, и, думаю, именно потому, что дело здесь было поставлено очень профессионально».
Художественное руководство Ролана Быкова дарило всем счастье, ощущение любви от работы на профессиональном уровне, желание творить. Но даже в период «оттепели» был цензурный контроль, поэтому партийное руководство активно следило за репертуаром, свобода стала ограниченной, а Ролан Быков принял приглашение стать руководителем театра им.Ленинского комсомола. У него впереди множество ролей, всероссийская любовь и известность. У театра – яркое время поиска, много счастливых дней и громких спектаклей в репертуаре.