В прошлой статье мы рассказали, как Студенческий театр МГУ зародился в XVIII веке. Сегодня мы хотим поделиться страницами истории из второй половины XX века и рассказать об эпохе Ролана Быкова в театре.
Ролан Быков начал работу в театре с очень смелого решения. На свой страх и риск, не спрашивая разрешения у власти, он 6 мая организовал церемонию открытия театра, предварительно приняв на работу 15 человек. Сам Быков вспоминал эту историю так:
Когда я пришел к директору ДК МГУ Савелию Михайловичу Дворину, уже пожилому тогда, в моём понимании, человеку, очень опытному администратору, произошел эпизод, который я по сей день вспоминаю очень часто. Я сказал: «Ну, что, надо идти спрашивать разрешение на открытие театра. Всё готово.» – «Этого делать нельзя», – промолвил директор. «Почему?» – спросил я. И тогда Савелий Михайлович, держась за сердце, – он всегда держался за сердце, – произнес великую сакраментальную фразу, которую я немедленно взял на вооружение и сокрушал ею потом всех: «Запретят на всякий случай.» Я понял, что это действительно так, но тут мне в голову – видимо, из чувства протеста — пришла неожиданная идея: раз не разрешат, то нечего и спрашивать — обойдёмся.
Ролан Быков
Красную ленточку на церемонии открытия разрезала актриса Александра Яблочкина: благодаря ее известности и авторитету ни у кого не возникло сомнений, что Студенческий театр могли не разрешить.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/jablochkina4.jpg)
И с этого дня началась новая эпоха в жизни Студенческого театра. «Невидный, неинтересный, совсем молодой парень. Но он заговорил, мы начали репетировать… И мы навсегда влюбились в Ролана» – вспоминала Ия Саввина. Именно Ролан Быков вывел театр на профессиональный уровень, он ввёл цены на билеты и платил актёрам гонорары. Режиссёр мечтал преобразовать студенческую студию в самостоятельный профессиональный театр, где одаренность артистов соединялась бы с их образованностью и осознанной гражданской позицией.
Ия Саввина вспоминала о репетициях того времени:
Мы учились снимать шелуху с души, извлекать из себя искры достоверности. Ролан был прекрасен своими огромными детскими глазами, он доводил нас до опьянения своими репетициями!
Это была эпоха открытий – и драматургических, и режиссерских, и актёрских. Студенческий театр был гордостью Москвы, и даже водители троллейбусов объявляли остановку не «Улица Герцена», а «Студенческий театр МГУ». В 50-х в театр пришла Ия Саввина, тогда еще студентка журфака, а позже – народная артистка СССР.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/2-3.jpg)
В те же годы пришла в театр студентка экономического факультета – Алла Демидова. Сейчас сложно представить, что эта талантливая и заслуженная актриса начинала когда-то свой путь в Студенческом театре. «Если бы не Студенческий театр, я бы не стала актрисой, не играла в кино и на сцене. Я окончила бы Московский университет, преподавала политэкономию, быть может, защитила бы диссертацию. Студенческий театр МГУ определил мою судьбу, и, думаю, именно потому, что дело здесь было поставлено очень профессионально».
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/a410e910f89a2aca42dfa40622224124.jpg)
Художественное руководство Ролана Быкова дарило всем счастье, ощущение любви от работы на профессиональном уровне, желание творить. Но даже в период «оттепели» был цензурный контроль, поэтому партийное руководство активно следило за репертуаром, свобода стала ограниченной, а Ролан Быков принял приглашение стать руководителем театра им.Ленинского комсомола. У него впереди множество ролей, всероссийская любовь и известность. У театра – яркое время поиска, много счастливых дней и громких спектаклей в репертуаре.