Сегодня театру МОСТ исполняется 20 лет! МОСТ – это маленький уютный театр с огромной историей, который всегда с радостью и любовью встречает зрителей на своих спектаклях. У МОСТа много поклонников, которые возвращаются на спектакли театра снова и снова, и всё это потому, что постановки там настоящие, душевные и профессиональные.
Этот театр появился в центре Москвы совсем не внезапно – он начинал свой путь как Студенческий театр МГУ. Мы про эпоху Ролана Быкова в нём и про эпоху Сергея Юткевича. В 1981 году в Студенческий театр МГУ пришёл режиссёр Евгений Славутин и директор Ирина Большакова. Они до сих пор возглавляют театр и полностью изменили его жизнь и судьбу.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/4426dfcacd5e3d13.jpg)
Первые спектакли Славутина на сцене Студенческого театра («Удача по скрипке» и «Счастливый неудачник») имели такой успех, что уже через 2 года он получил должность главного режиссёра. В годы перестройки СТ МГУ занял ведущие позиции в культурном сообществе Москвы. Так, премьера спектакля «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» по «паратрагедии» Виктора Коркии в постановке Евгения Славутина стала самым громким театральным событием Москвы 1988 года. Главные действующие лица — Сталин и Берия. Текст пьесы даже для «нового мышления» казался чересчур смелым и опасным. Тем не менее, Худсовет МГУ разрешил выпустить спектакль.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/image.png)
Но времена изменчивы, и биография театра всё равно содержит грустные страницы. В 1994 году встал вопрос о передаче Дома культуры на Моховой, где с 1920 года располагался театр, православной общине МГУ. Труппу СТ МГУ выселили, и в течение многих лет у нее не было своей сценической площадки. Это было сложное время, но театр не прекратил существование.
9 декабря 1999 года на сцене ДК МГУ на Воробьевых горах состоялась торжественная презентация Московского открытого студенческого театра – театра МОСТ. С этого момента МОСТ приобрел статус государственного — наряду с ведущими профессиональными театрами Москвы. Спустя полвека мечта Ролана Быкова реализовалась.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/bez-zagolovka.png)
Торжественное открытие при участии мэра Москвы не решало всех организационных проблем. Почти 10 лет МОСТ был вынужден «скитаться» по разным зданиям и сценам, пока, наконец, не оказался в специально выделенном Департаментом культуры доме на Большой Садовой. Это была радостная новость – своё собственное здание! Но в нём не было почти ничего: никакого ремонта, голые стены…
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/bez-zagolovka-1.png)
«Мы долго думали, как сделать так, чтобы здесь поместились и репетиционный зал, и зал для зрителей, и место для хранения костюмов и декораций, и кабинеты для администрации, — комментирует Ирина Большакова. — Целыми ночами я чертила план будущего театра. Во время ремонта возникла трудность: нужно было прорубить проход в капитальной стене, которая делила здание на две части. Получить разрешение на подобную операцию было практически невозможно. Когда мы освободили стены от панелей, оказалось, что ровно в том месте, где нам нужен проход, существует дверь начала XX века. Таким же образом решились другие проблемы: мы снимали обшивку и находили еще несколько “потайных” дверей».
В течение двух лет было выстроено комфортное для работы пространство. Когда были закончили основные ремонтные работы, встал вопрос об оформлении театра. «То, что театр будет белым, решил Евгений Иосифович. Причем сразу и категорически, — рассказывает Большакова. — Многие возражали: было непонятно, как на сцене с белыми стенами выставлять свет. Впоследствии мы решили эту проблему: купили специальные световые приборы, которые используются только в телестудиях. Я думаю, видение Евгения Иосифовича было связано с тем, что для него театр — “это праздник, который всегда с тобой”. И забираться в «черную коробку», цвет которой является традиционным для камерных театров, ему совсем не хотелось». В 2010 году МОСТ открыл первый сезон на собственной сцене.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/bez-zagolovka-2.png)
Спектакли-долгожители
Многие спектакли, поставленные еще на сцене СТ МГУ, “перекочевали” в МОСТ. Например, «Счастливый неудачник», поставленный Евгением Славутиным по одноименной повести Вадима Шефнера. Спектакль идёт на сцене с 1982 года и не перестаёт пользоваться большим успехом у зрителей: билеты раскупаются на несколько месяцев вперёд.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/image-2.png)
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/image-3.png)
Сохранился и редкий для театральной Москвы жанр кабаре. Первый спектакль этого жанра — «Синие ночи ЧеКа» — был выпущен в 1989 году. А в августе 1990 года в течение 25 дней он с невероятным успехом шел на крупнейшем международном театральном фестивале в Эдинбурге. МОСТ неоднократно возвращался к этому жанру: в конце 1990-х гг. в течение нескольких сезонов на крупнейших сценических площадках шло доктор-шоу «Кабаре 03». В шоу принимали участие Максим Галкин, Ирина Богушевская, группа «Несчастный случай» и другие будущие звезды российской эстрады.
На сцене МОСТа была создана новая сценическая версия, получившая название «Сны на Патриарших». Это уникальная серия спектаклей, которую можно увидеть лишь однажды — в дни новогодних праздников. Каждый год программа кабаре обновляется заново, и зрители получают возможность увидеть, как прямо на сцене, в одно мгновение сбываются их мечты.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/bez-zagolovka-3.png)
В октябре 2018 года состоялась премьера «Вальпургиевой ночи», приуроченная к 80-летию Венедикта Ерофеева. Евгений Славутин уже обращался к этому произведению в 1989 году: тогда поставить пьесу автора, не издававшегося на территории СССР, было большим риском. «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» существовала только в рукописном варианте, хотя поэмой «Москва-Петушки» уже зачитывались по всему миру. Премьера стала новой театральной сенсацией: Славутин отказался от сокращения текста, и в итоге спектакль длился 4,5 часа. «Я уже дважды был на репетициях, — писал Венедикт Ерофеев сестре зимой 1989 года, — и главный режиссёр Славутин произвёл самое благоприятное впечатление: педантичен, криклив, неутомим».
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/image-4.png)
Новая версия «Вальпургиевой ночи» Евгения Славутина — это вызов общественно-политическому и личному устроению сознания современного человека. По словам режиссера, спустя 30 лет мы оказались в мире, описанном в трагедии. Действие пьесы относится к началу 80-х годов, периоду распада СССР. С 30 апреля на 1 мая пациенты психиатрической больницы переживают самую счастливую — и гибельную — ночь в своей жизни.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/image-5.png)
Конечно, театр не планирует останавливаться на достигнутом. Уже сегодня, в день двадцатилетия театра, открывается новая сцена на Новинском бульваре. Здесь будут проходить детские спектакли и занятия учебной актёрской студии. К постановке готовятся премьеры, каждые полгода художественный руководитель Евгений Славутин проводит наборы в учебную студию. Благодаря уникальному творческому пространству молодые артисты получают возможность не только обучиться актёрскому мастерству, но и найти друзей и единомышленников на всю жизнь.
![](http://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2019/12/bez-zagolovka-4-1024x667.png)
При написании статьи использованы материалы пресс-службы театра МОСТ (Анастасия Тихова)