Говорят, что «Войну и мир» Льва Толстого мало кто прочитал полностью. Сценические версии, как правило, не претендуют на отражение всего романа. Юрий Грымов представил в театре «Модерн» свое ощущение от произведения Толстого. В спектакле занята вся труппа театра и более сорока человек Хора имени Свешникова под руководством Евгения Волкова.
Режиссер сам стал сценографом спектакля, а 423 костюма создала лауреат «Золотой маски» Ирэна Белоусова. Военные мундиры, бальные платья, театральные костюмы для театра в театре, народные одежды — все соответствует эпохе, но при этом имеет едва уловимую общую эстетику. В интенсивности цвета, в линиях и деталях есть и прекрасный вкус, и чувство меры.
В двух первых действиях очень много белого цвета, в этом есть зыбкость, чистота и хрупкость мирной жизни, но также в белизне – тревога, предощущение беды. Спектакль, в целом, очень кинематографичен. Два первых действия посвящены миру. Юрий Грымов, затрагивая основные сюжетные линии романа, выделяет линию Пьера Безухова (Александр Колесников), его путь от Пьера до Петра Кирилловича. Масон, человек боготворивший Наполеона, становится патриотом России.
Очень ярко представлены сцены ритуалов масонов: мантии, маски, свечи. Живой огонь на сцене, даже когда это только несколько свечей, всегда по-особому оживляет атмосферу, отбрасывает неожиданные тени.
Однако в двух первых действиях едва ли не главным персонажем становится Наташа Ростова (Ирина Лукина). Юрий Грымов, как и Лев Толстой, любит Наташу. Она, с одной стороны, жертва обстоятельств, а с другой — человек настолько переполненный любовью к жизни, что просто не может не сталкиваться со всеми ее радостями и разочарованиями. Через все перипетии ощущается нить, связывающая Наташу и Пьера, их каждый раз словно «прибивает» друг к другу.
Роль Марьи (Марина Дианова) решена несколько гротескно, с нежной иронией. Андреем Болконским (Александр Толмачев) руководят скорее понятия чести, чем о любовь к Наташе, он отказывается от нее довольно легко. Магистр Масонов (Юрий Анпилогов) гораздо проще относится к идеям братства, чем Пьер, но умело манипулирует, создает мистический фасад. Калейдоскоп героев Толстого прокручивается медленно, позволяя погрузится в их неспешную мирную жизнь. А потом, в третьем действии, эту неспешность взорвать.
Подготовка спектакля шла больше трех лет, а сама постановка — три месяца. Юрий Грымов давно предлагал свой проект в разные театры, но смог осуществить только теперь, в своем театре «Модерн». Соавтором сценической редакции текста стал Александр Шишов. Но, как поделился режиссер, Шишова ждали неожиданности на премьере — Грымов во время репетиций внес еще ряд изменений в третий акт, который приводит всех героев к познанию самих себя, к вере, к преображению через страдания, пережитые вместе со своим народом.
Важнейшую роль в спектакле играет Хор имени Свешникова. Певцы не стали изображать актеров, но их присутствие – как акустическое, так и физическое, наполнило происходящее на сцене совершенно особой густотой и теплотой переживания. При их появлении каждый персонаж и каждая мизансцена приращиваются в смыслах, обретают устойчивость. Хор, по словам его руководителя Евгения Волкова, помогает создавать в рамках спектакля мистерию. В спектакле звучат Моцарт, Баратынский, Россини, Свиридов, Чесноков и народная музыка. Выбор музыкального материала был продиктован не историческим соответствием времени, а желанием «зацепить» сегодняшнего зрителя. Обнаружился интересный исторический факт — первая инсценировка «Войны и мира» была подготовлена в Малом театре, но премьера состоялась уже в Челябинске, в эвакуации, в 1941 году. В этом спектакле дед Евгения Волкова играл императора. Возможно, и это помогло такому слиянию хора и актеров театра в один творческий организм.
О таком масштабном спектакле можно писать много, разбирая его подробно. Спектакль длится около четырех часов, учитывая вокальные номера в антрактах. Главное, о чем думаешь, — это то, что во время войны человек думает не о победе, а о мире. Каждый зритель может прожить три часа с героями Толстого на сцене театра «Модерн» и решить, какая тема стала для него основной, на сколько ему близка именно эта интерпретация. В любом случае, Юрий Грымов выделяет вопросы, которые никого не могут оставить равнодушными.
Автор – Ольга Ковлакова