Красное и чёрное, любовь и страсть, танец и борьба, жизнь и смерть… «Саломею» в Театре Романа Виктюка играют уже больше 20 лет, но по-прежнему она собирает залы и завораживает зрителей хитросплетением двух сюжетных линий, потрясающей пластикой и невероятной актёрской игрой. В спектакле Романа Виктюка трагедия Оскара Уайльда соединилась с трагедией жизни этого великого англичанина, и получился захватывающий спектакль в спектакле.
Пьесу «Саломея» Уайльд написал на французском языке в 1891 году, затем она была переведена на английский, но в театре не была поставлена, так как был введён законодательный запрет на постановки на британской сцене пьес с библейскими персонажами. В основе пьесы – история падчерицы царя Ирода Саломеи, обольстившей Ирода своим танцем и потребовавшей в награду голову пророка Иоканаана.
В пьесе Уайльда Саломея влюблена в Иоканаана, однако на её просьбы коснуться либо поцеловать его, Саломея получает от Иоканаана отказ. Ирод, не ровно дышащий к Саломеи, упрашивает её станцевать для него, пообещав любые дары. Не смотря на ярые протесты матери Саломеи Иродиады, падчерица всё же танцует для отчима и требует принести ей на серебряном подносе голову Иоканаана, затем, шокируя окружающих, целует её. Ошеломлённый Ирод отдаёт приказ убить Саломею.
Спектакль Романа Виктюка начинается сценой суда над Оскаром Уайльдом за сожительство с молодым человеком Альфредом Дугласом (реальный судебный процесс, завершившийся для Уайльда каторжными работами). Судья опрашивает стороны, и задаёт Дугласу вопрос: «Чем вы занимались при встречах?». На это Дуглас отвечает, что разыгрывали сцены из «Саломеи». И с этого момента зритель наблюдает то судебные заседания, то домашний спектакль, созданный Уайльдом и его друзьями. Таким образом, участники судебного процесса становятся участниками спектакля, а судьбы вымышленных героев сплетаются с событиями из жизни реальных людей.
Актёры периодически зачитывают авторские ремарки, то и дело сами становятся зрителями спектакля, уходя на периферию сцены и занимая места в импровизированном зрительном зале. Ведущий актёр Театра Дмитрий Бозин исполняет роли Саломеи и Альфреда Дугласа – героев, совершивших роковые поступки, и неотвратимо изменивших жизни других людей. Дмитрий Жойдик играет Ирода и Оскара Уайльда – оба его героя стали жертвами страсти. Взаимодействие двух актёров, а точнее четырёх героев с выходами из «Саломеи» и переносами в биографию Уайльда, становится сугубо личной драмой, где прослеживается превращение объекта страсти в настоящее чудовище, а безумно влюблённого человека – в существо, потерявшее волю.
Дмитрий Бозин кокетливо, нежно, а где-то даже стеснительно исполняет женскую роль. Его несовершенный, извивающийся танец Саломеи в набедренной повязке, ставится антиподом прекрасных, отточенных движений массовки, весь спектакль безукоризненно выполняющей сложные акробатические движения, однако танец Саломеи словно обличает её ужасную сущность, скрывающуюся под прекрасной наружностью.
Спектакль решён в красно-чёрных тонах – цветах страсти, крови, опасности, смерти. В белом, золотом и бирюзовом предстаёт лишь прекрасная и коварная Саломея – существо, выделяющееся из толпы в однообразном мире. Свет то интимно приглушает личные переживания героев, то ярко обнажает их, вынося на суд публики. Так же «ведёт» себя и музыка, звучащая то нежными мелодиями, то громкими, порой невыносимыми, скрежетами.
Всё вышеперечисленное, соединяясь воедино, создаёт атмосферу роковой истории. На протяжении всего действия зал, околдованный происходящим, неотрывно следит за поворотами сложного действия, а в финале долго аплодирует актёрам и создателям спектакля, уже много лет представляющим на сцене этот театральный шедевр.