Спектакль «Дневник Колобка», ЦИМ. Помните о деревне и любите её

Два мира существуют совсем близко, но совсем не похожи, люди в них вроде бы одинаковые, а выходит, что совсем разные, живут они в одной стране, а на деле как в параллельной вселенной. Может в одном месте сказка, а в другом – явь, или наоборот? Философско-сказочное размышление о городах и сёлах нашей необъятной родины, невероятно оторванных друг от друга, придумали режиссёр Яна Тумина и художник Павел Семченко. Спектакль «Дневник Колобка», впервые показанный на фестивале-кочевнике «Русская сказка» летом 2019 года, снова сыграли в Центре им. Вс. Мейерхольда.

Сцена завалена соломой, из-под которой просвечивают какие-то металлические балки, по ней осторожно ступает молодой человек со смартфоном, шарахаясь от каждого неожиданного движения и звука. Он тут явно чужак. Вскоре становится ясно, что это студент из Санкт-Петербурга, приехал в деревню собирать фольклор для исследовательской работы об известном сказочном герое Колобке. Деревенский мир студенту непонятен и даже враждебен: он не видит логики в рассказах местных жителей, поражён их взаимопониманием и шокирован их неотёсанностью и грубостью.

Человек из культурной столицы и из века высоких технологий погружается в мир, где время застыло. Здесь не отличают диктофон от фотокамеры, молоко наливают в дырявую бутыль, течь затыкают пальцем, а взрослые люди верят в Бабу Ягу. Фольклорная экспедиция оборачивается для студента жуткой тягомотной сказкой, где на каждом шагу ему мерещится предмет его исследования – приобретающий гротескные формы Колобок, с мельтешащими вокруг медведями, лисами, зайцами. Окончательно отчаявшись выбраться из этого сюрреализма, студент отрекается от Колобка, а тот возвращается в место своего «рождения» – деревенских дом, выросший из тех самых балок, спрятанных под сеном.

Создатели спектакля невероятным образом воссоздали на сцене фантастический мир, в который погружает петербургского студента его воспалённое воображение. Деревня кажется местом с чужой планеты, где головной платок может «убежать» как мышка-норушка, лицо рассказчика-сказочника в прямом смысле сползти как комок теста, вода закипеть в вёдрах на коромысле. Конечно же, там происходит ещё много всего другого – невероятного, чарующего и захватывающего.