Театр – живой и развивающийся организм, и ему постоянно нужны новые тексты. Заядлые театралы знают, что ежегодно проходят драматургические конкурсы и семинары, на которых звучат новые пьесы, а в театрах работают завлиты – сотрудники, которые занимаются отбором текстов. Для людей не театральных порой становится открытием то, что драматургия может быть современной, а драматурги живут среди них. Однако и те, и другие наверняка хотели бы знакомиться с драматургами, читать обзоры пьес или узнавать новости из мира драматургии. Поэтому мы решили открыть колонку, в которой будем рассказывать обо всём понемногу, а первым текстом в этой рубрике ответить на популярные вопросы о современной драматургии (их задавали друзья и знакомые автора).
Какую драматургию считать современной?
Понятие «современная драматургия» может трактоваться очень широко. Как отмечала филолог Маргарита Громова в учебном пособии «Русская современная драматургия» (издательство «Флинта», 2013): «Понятие «современная драматургия» очень ёмкое и в хронологическом, и в эстетическом плане. Здесь мы имеем дело уже с нашими новыми классиками (Алексей Арбузов, Виктор Розов, Александр Володин, Александр Вампилов), обновившими традиционный жанр русской реалистической психологической драмы и проложившими путь к дальнейшим открытиям. Свидетельство этого животворного процесса – творчество драматургов «новой волны» 70-80-х годов (XX века – прим.ред) (Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Арро, Алексей Казанцев, Виктор Славкин, Людмила Разумовская и др.) и постперестроечная «новая драма» с её экспериментами в области художественной формы (Николай Коляда, Мария Арбатова, Елена Гремина, Михаил Угаров, Алексей Шипенко, Алексей Слаповский и др.)».
В своём другом учебном пособии «Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века» (издательство «Флинта», 2009) Маргарита Громова писала: «Прежде всего, современным принято считать любое выдающееся художественное произведение, поднимающее вечные, общечеловеческие проблемы, искусство вневременное, созвучное любой эпохе, вне зависимости от времени сотворения. Такова, например, мировая драматургическая классика, не прерывающая своей жизни на сцене. В узком смысле – это актуальная, злободневная драматургия остро публицистического звучания». Остаётся добавить своё сугубо субъективное авторское мнение. Я бы относила к современной драматургии пьесы, написанные в последние 20 лет, в период новейшей истории. Ведь в них отражено то, чем живут современники, чем они дышат и по поводу чего рефлексируют.
О чём пишут современные драматурги?
Современная драматургия поднимает самые разнообразные темы: социально-психологические, общественно-политические, духовные, семейные, межнациональные и многие другие. Через современные пьесы можно знакомиться с культурой мегаполисов и провинций, размышлять о самоидентификации и успешности, месте человека в эпоху цифровизации и ускорения жизни. Кроме того, сейчас запросто можно найти пьесы на темы, которые ещё недавно были табуированы: домашнее насилие, феминизм, абьюз, секс… Большой пласт в современной драматургии составляют документальные пьесы, в основу которых лёг вербатим: часто это либо монтаж монологов, либо реальная история, которая усилиями драматурга приобретает художественную форму.
Обязательно ли современная драматургия должна быть социально-политической? Есть ощущение, что это навязанная повестка.
Необязательно. Написание пьесы – свободный творческий процесс. Выбор темы, создание героев и обстоятельств, в которых они оказываются, зависят от замысла драматурга, и часто продиктованы его жизненным и профессиональным опытом, месседжем, который он хочет донести до читателя.
Пишут ли пьесы женщины?
Да, да, и ещё раз ДА! Можно смело говорить, что у современной русскоязычной драматургии женское лицо. Это Ярослава Пулинович, Юлия Поспелова, Юлия Тупикина, Ирина Васьковская, Ася Волошина, Светлана Петрийчук, Полина Бородина, Мария Огнева, Светлана Баженова, Екатерина Августеняк, Саша Денисова, Элина Петрова, Наталья Блок, Наталья Зайцева, Наталья Ворожбит и многие-многие другие. Любое из этих имён можно забить в Google и без труда найти информацию об этих прекрасных авторах и тексты их замечательных пьес.
Драматургом может стать любой или нужно специальное образование?
Поучиться на драматурга в России сейчас можно в Екатеринбургском государственном театральном институте, где под общим руководством выдающегося драматурга и режиссёра Николая Коляды ведётся преподавание уникального цикла творческих дисциплин, направленного на подготовку драматургов и литературных работников театра и кино. С Колядой связано понятие «уральская школа драматургии», и многие его ученики стали успешными драматургами и сценаристами.
Ещё одной кузницей драматургов является Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге, где под руководством сценариста, кандидата искусствоведения Натальи Скороход студенты изучают «Мастерство драматурга», «Сценарные стратегии», «Анализ драмы», «Работу с автором», «Основы инсценирования» и другие дисциплины.
Кроме того, многие состоявшиеся драматурги проводят лаборатории и семинары в разных регионах страны, где делятся секретами написания пьес. Анонсы таких мероприятий и правила отбора на них, как правило, публикуют площадки-организаторы. А драматург Юлия Тупикина обобщила свой драматургический и преподавательский опыт и написала книгу «Как разбудить в себе Шекспира. Драмтренировка для первой пьесы», которую можно использовать для самообразования.
И, конечно же, попробовать стать драматургом может каждый. Если душа просит и текст складывается, то почему бы и нет?
Что делать, если я напишу пьесу?
Если вы напишете пьесу, отправляйте её на всевозможные драматургические конкурсы. И не останавливайтесь, если вас поначалу не будут отбирать в шорт-листы. Не повезло на одном конкурсе, повезёт на другом! Драматургия – это творчество, и его оценка – дело субъективное.
Какие конкурсы современной драматургии есть в России?
В настоящее время конкурсы современной драматургии проводятся в разных уголках нашей страны. Информацию о них можно найти в интернете, а мы назовём самые, на наш взгляд, авторитетные.
Один из самых популярных конкурсов – фестиваль молодой драматургии «Любимовка», который проходит каждый сентябрь в Москве и становится знаковым событием открытия театрального сезона столицы. Изначально фестиваль проводился в исторической усадьбе Станиславского «Любимовка», а с 2007 года «прописался» в Театре.Doc. В «Любимовке» могут участвовать авторы, пишущие на русском языке, в возрасте до 45 лет, проживающие в любой стране мира.
Уральский драматург Николай Коляда в Екатеринбурге ежегодно проводит международный конкурс драматургов «Евразия». Он проводится в номинациях «Пьеса для большой сцены», «Пьеса для камерной сцены», «Пьеса для детского театра»; «Новая уральская драма». В нём участвуют авторы не старше 35 лет, пишущие на русском языке, однако в номинацию «Новая уральская драма» подают свои работы только студенты и выпускники курса Николая Коляды в Екатеринбургском государственном театральном институте.
Конкурс новой драматургии «Ремарка» проводит финал каждый год в новом городе, в непосредственном сотрудничестве с театрами принимающего региона. Конкурс был создан Олегом Липовецким в 2011 году в Петрозаводске для поддержки и продвижения талантливых драматургов Карелии и Северо-Запада, но вскоре он перерос региональные рамки. У конкурса нет возрастных ограничений, и у него есть отдельная программа, где участвуют пьесы для детей, – «Маленькая Ремарка».
Ежегодно с 2003 года Московский театр «Школа современной пьесы» проводит международный конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица». Его учредителями также являются Российская государственная библиотека искусств, радио «Культура», журнал «Современная драматургия». Никакого ограничения по возрасту, профессиональному статусу в конкурсе нет. Главное, чтобы пьеса была написана на русском языке и не была поставлена.
Конкурс современной драматургии «Кульминация» проводится с 2016 года Фондом развития современного искусства, «Мастерской Брусникина» и Союзом театральных деятелей при поддержке Фонда президентских грантов. «Кульминация» объединяет все действующие конкурсы драматургии России, выступая в роли конкурса конкурсов.
Публикуют ли современные пьесы для чтения?
Безусловно. На сайте театральной библиотеки Сергея Ефимова https://theatre-library.ru/ доступны современные и классические пьесы российских и зарубежных авторов. Усилиями Николая Коляды создана интернет-библиотека пьес уральских драматургов http://www.uralplays.ru/ Часто драматургические конкурсы выкладывают тексты пьес-участниц на своих сайтах. Например, «Любимовка» https://lubimovka.ru/piesy, «Ремарка» https://remarka-drama.ru/texts/plays_br2020/
В бумажном виде выходит журнал «Современная драматургия», где публикуются лучшие российские и зарубежные пьесы, актуальные материалы о драматургии и театре. Также в печати можно найти и сборники пьес. Например, в 2018-2019 годах вышел двухтомник пьес уральских драматургов «Первый хлеб», а в 2020 году был издан сборник «Любимовка. Пьесы».
Востребована ли современная драматургия театром или авторы пишут «в стол»?
Востребована. В репертуаре практически каждого российского театра есть спектакли по пьесам современных авторов. В 2017 году театральный критик Павел Руднев отмечал: «Где-то с конца 2000-х репертуарный театр восстановил баланс между современностью и классикой, поэтому хороший текст, появившись где-либо, рано или поздно доходит до сцены и получает резонанс». http://literratura.org/non-fiction/2215-sovremennaya-drama-put-k-zritelyu-ili-pauza-ozhidaniya.html
Однако процент постановок современных пьес по отношению к их количеству всё же достаточно мал. Очевидно, что взять в репертуар театра материал нового автора – риск не продать зал. Кроме того, современному автору положены «авторские отчисления», что также несёт финансовую нагрузку на театр.
Кто самые известные современные драматурги?
Николай Коляда, Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, Дмитрий Данилов, Ярослава Пулинович, Павел Пряжко, Олег Богаев… И это далеко не полный список.
Какие известные спектакли поставлены по пьесам современных драматургов?
Пожалуй, каждый интересующийся театром человек в последние годы слышал название «Человек из Подольска». Спектакли по этой пьесе Дмитрия Данилова сейчас идут во многих театрах страны, а недавно ещё вышел одноимённый фильм Семёна Серзина.
Одной из громких театральных премьер 2019 года стала «Иранская конференция» Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева в Театре Наций, а в 2020 году в «Современнике» Рыжаков поставил не менее громкое «Собрание сочинений» Евгения Гришковца.
Хит режиссёра Юрия Бутусова «Человек из рыбы» на основной сцене МХТ им. А.П. Чехова сделан по пьесе Аси Волошиной. Её же пьеса «Мама» – в основе одноимённого популярного спектакля Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры.
Можно набрать ещё пару десятков названий спектаклей, пользующихся успехом у зрителей и поставленных по пьесам современных драматургов.
А зарубежных современных драматургов у нас ставят?
Конечно. Например, спектакли Константина Богомолова «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» и «Мужья и жёны» в МХТ им. А.П. Чехова – постановки пьес Вуди Аллена. «Палачи» в Гоголь-центре и БДТ им. Г.А. Товстоногова – спектакли по пьесе Мартина МакДонаха. Недавняя премьера «Сына» в РАМТе и ожидаемая премьера «Мамы» в «Современнике» основаны на пьесах Флориана Зеллера.
Любят ли молодых драматургов «возрастные» режиссёры, или им проще работать с классикой? Имеет ли тут значение возраст?
Скорей всего, возраст значения не имеет, важен интерес режиссёра к новым авторам и их текстам. Например, Галина Волчек на протяжении всего творчества работала с текстами современников, а Марк Захаров уже в почтенном возрасте обращался к произведениям Владимира Сорокина.