«Классный фильм!» — говорит пятилетняя девочка, выходя из зала в антракте. Действительно, на премьерной «Золушке» в Геликон-опере голографические спецэффекты очень красивы: на занавесе видеопроекция огромных часов, по которым, перебирая ногами, бегут лошади и белые мыши, звездное небо и Луна сказочно огромны, а тыква так перевоплощается в карету, что невозможно не поверить в волшебство.
Музыка Леонида Вайнштейна, написанная в 1985 году, ничем не напоминает балет Сергея Прокофьева — пожалуй, первую музыкальную ассоциацию с Золушкой, которая приходит в голову. Режиссер Илья Ильин сделал спектакль скорее как оммаж советскому фильму 1947 года с Яниной Жеймо. Гуляя по фойе до начала, можно увидеть специально привезенную с Ленфильма туфельку — да, ту самую; а в начале спектакля героиня смотрит на кухне сам фильм: еще черно-белый, не реставрированный. Но эти отсылки узнают взрослые, а спектакль в первую очередь ориентирован на современных детей.
Чтобы маленькие зрители получили максимум удовольствия, красочная постановка разделена на три части, а в партитуре есть как минимум две арии, которые просто запомнить и можно потом напеть. По стилистике они напоминают музыку из сказок на пластинках «Мелодии», которые были очень популярны в 80-90-е годы. Есть в музыке и образовательный компонент: когда Золушка мечтает о бале, музыкальные инструменты прямо откликаются на свои названия, и можно услышать скрипку, арфу, трубы. Оперу исполняют на русском языке, и смысл достаточно просто понять на слух — если, конечно, уговорить себя не смотреть по привычке на субтитры.
Положительные герои спектакля сразу вызывают симпатию. Золушка (Анастасия Белукова) располагает к себе легкостью, красотой и чистым голосом. Партия идеально подходит к ее лирическому сопрано, а мастерское исполнение делает образ незабываемым. Тетушка Метла (Оксана Осадчая) и другие друзья Золушки — Кочерга, Утюг и Чайник — почти не поют, но то и дело возникают рядом с главной героиней, чтобы ее поддержать. Вместо феи собраться на бал Золушке помогает добрый сказочник и немного волшебник (Михаил Никаноров), похожий на отца, которого в этой постановке у девушки нет.
Интересная находка: партию мачехи исполняет мужчина (Алексей Дедов), возвышающийся над своими постоянно ругающимися дочерьми (Ольга Давыдова и Мелания Заридзе) и вроде бы даже одобряющий их конкуренцию, которая показана одновременно вокально и драматически. Мачеха и сестры будто специально выглядят нелепо: их платья, которые они считают самыми красивыми, похожи на клоунские костюмы, попытки танцевать нарочито неуклюжи, а огромные плюшевые бургеры в половину человеческого роста, которые они едят на ужин, подчеркивают их обывательство. С непростой задачей для оперного артиста — специально спеть так, чтобы не попасть ни в одну ноту — блестяще справилась Ольга Давыдова. Благодаря запоминающемуся номеру с фальшивой песней про жаворонка и свирель (которую позже чисто и ярко споет Золушка) ее персонаж выглядит еще смешнее.
Принц (Виталий Фомин) везде появляется в сопровождении шута (партию которого тоже исполняет Михаил Никаноров, совмещающий ее с партией сказочника). В отличие от мачехи с сестрами и самой Золушки, принц представлен слабым и неярким как музыкально, так и визуально. Возможно, это было задумано, ведь короля делает свита, а на балу у принца по-настоящему красиво благодаря хореографу Эдвальду Смирнову, художнику-постановщику Игорю Нежному и художнику по костюмам Татьяне Тулубьевой.
Сказка не была бы сказкой, если бы со зрителями не играли. В конце спектакля принц и шут не только призывают примерить туфельку тех, кто стоит на сцене, но и предлагают хрустальный башмачок женщинам в зале. Во всех окнах возникает проекция той же самой туфельки — она целиком занимает мысли принца и всех зрителей. Пока принц ищет свою возлюбленную, Золушка, вернувшись на кухню, смотрит новостные кадры о королевском бале, на котором она только что была. Под конец, когда счастливая встреча уже произошла и артисты выходят на поклоны, хор снова поет о том, как принц созвал всех девушек на бал, но выберет одну — и зрители радостно хлопают в такт.
В этой «Золушке» нет сложной социальной проблематики, свойственной современным оперным постановкам. В первую очередь это яркая и красочная сказка, построенная для простоты восприятия как ряд номеров. Она призвана создать ощущение праздника и влюбить в оперный театр. Постановка отлично справляется со своей задачей как для взрослых, так и для маленьких зрителей.