28 и 29 ноября 2020 на Большой сцене Театра Юных Зрителей им.Брянцева пройдут премьерные показы спектакля «Сказка о царе Салтане» по А.С.Пушкину. Режиссер Александринского театра Антон Оконешников рассказал, чего ждать зрителю от новой постановки.
Антон, вы сейчас ставите «Сказку о царе Салтане» в ТЮЗе. Почему именно это произведение и почему Пушкин? Чем обусловлен такой выбор?
ТЮЗ предложил сделать у них что-нибудь детское на Большой сцене, а мне хотелось поработать с текстами Пушкина. И сказки его передо мной лежали долгое время, я о них много думал. И тут как-то всё сошлось. Я предложил руководству ТЮЗа несколько вариантов на выбор: современные пьесы и Пушкина. Но театру интереснее и ближе всё-таки классические постановки: они объясняют это тем, что на знакомые названия люди чаще идут.
Насколько мне известно, Большая сцена довольно сложная для постановок. Вы будете ее всю задействовать или как-то делить пространство? Может, зритель будет на сцене?
Большая сцена в ТЮЗе действительно сложная для работы. В отличие от Малой, она дает меньше возможностей. Это такой мини-аэродром (смеётся), к которому надо суметь правильно подступиться. Требуются определенные графические и композиционные решения: мы в свете этого много работаем с видео, звуком, у нас ансамбль из 5-ти инструментов и sound design очень серьезный, плюс много разных технических приспособлений.
Мы делаем оперу, точнее не оперу, а игру в оперу, где немного посмеиваемся над классическим жанром. Ведь Пушкин тоже, когда писал это произведение, много смеялся, это было для него развлечение в большей степени, чем работа. И мне показалось, что если «Сказку о царе Салтане», почти прозрачную в смысловом плане, немножко припорошить каким-то очень «умным» жанром, то степень пушкинского юмора и даже абсурда может возрасти, и это будет в конечном итоге интересно всем: и актерам, и зрителю. Это с одной стороны похоже на анекдот, с другой – наша команда старалась раскопать какие-то сущностные вещи, которые Пушкин закладывал в текст.
Правильно понимаю, что на одной сцене будет и ансамбль, и действие происходить?
Да. Артисты, они же и хор, где-то поют, а где-то играют. Мы пытаемся, будучи драматическими артистами и драматическим режиссером, играть в музыкальный спектакль. Иногда мы играем очень серьезно и оттого получается очень смешно. Местами мне даже кажется, что берегов мы уже почти не знаем. Пушкин нам дает такую волю интерпретаций своих текстов, что я не в силах отказать себе в возможности вволю поэкспериментировать, поиграть со словами. И я, и артисты, если честно, смеемся на репетициях, не прекращая. Надеюсь, что зритель оценит наши задумки и тоже получит огромное удовольствие от нашей версии постановки.
Получается, что лирическая сказка Пушкина превращается в комедию?
На самом деле, он и писал комедию. Когда я изучал материал, я понял, что Пушкин для мира литературы – это какая-то икона, очень серьезная личность, которая (как будто бы) не может смеяться. Про Пушкина очень много чего написано, а найти какие-то настоящие материалы тяжело. Каждую запятую Пушкина исследуют, а сути не так уж и много в этом во всём. Про те же сказки я нашел всего 3-4 приличных статьи.
Пушкин у исследователей его творчества весь какой- то из себя правильный, важный, ведь он – главный русский литератор. И как мне кажется, из-за этого всего наносного и возвышенного мы совершенно перестали видеть в нем обыкновенного живого человека, который так же, как и другие люди, делал глупости и сумасшедшие вещи, любил всем сердцем литературу, профессионально ею занимался, был в чем-то то наивен и, по-своему, прекрасен.
Пушкин, он, конечно, сумасшедшим был человеком в хорошем смысле этого слова. Но если ты в приличных (литературных) кругах так скажешь, тебя тут же обвинят в том, что ты Пушкина унижаешь, уничтожаешь, приклеиваешь ему какие-то скабрёзные вещи, которых в Пушкине просто нет, ведь он святой. Абсолютно святой.
Хотя в той же «Сказке о царе Салтане» есть моменты, которые просто за гранью добра и зла. Мы их сегодня не видим, а люди, которым Пушкин читал свои рукописи, умирали тогда от смеха.
Когда читаешь, ловишь себя на мысли, что у Пушкина вообще тормозов нет. Он писал, что хотел, и именно поэтому, мне кажется, эта сказка стала такой популярной среди читателей. Писал он ее вдохновенно, понимая, что ему ничего за это всё не будет. Ведь всегда можно сказать: «Это всего лишь сказка».
Возможно, руководство театра слегка испугается, читая эти строчки. Но мы в своей работе старались брать пример с Пушкина и быть живыми. Ведь только в этом случае дети и родители смогут откликнуться на происходящее на сцене.
То есть нам ждать спектакль «без берегов»?
Ну, тексты Пушкина, они же про свободу, про свободу творчества. Я здесь, на самом деле, ничего своего не привношу. Я просто подхватываю идеи Пушкина и продолжаю их развивать.
А будет ли что-то кричащее в этой постановке, что-нибудь экстравагантное?
Мы пытаемся делать какие-то сумасшедшие вещи, которые логичны и свойственны Пушкину, то, что зритель не ожидает от текста. Ведь он привык к какой-то акварельной истории, очень милой, медленной, печальной. А мне кажется, что «Сказка о царе Салтане» совершенно иная: это очень странное и экстравагантное произведение, что никак не умаляет художественные особенности текста. Он потрясающий. Звукопись Пушкина просто невероятная:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Сразу перед тобой образ: красивое небо и красивое море! А потом какие-то тучи и бочка! И из красоты за четыре строфы Пушкин создает кошмарный кошмар. Заживо захороненные в бочке люди брошены в океан. А сегодня это художественное произведение, наполненное огромным смыслом и искрометным юмором, превратились в просто красивые стишки. А мы пытаемся делать из него музыку. Прочувствовать через звук Пушкина.
Вы сами еще и пишете музыку?
Да, нужно писать прямо под Пушкина. Нужно, чтобы музыка сочеталась с его текстами. Должна быть какая-то фольклорная основа, потому что Пушкин этим пользуется как приемом.
Антон, вы будете следовать сюжету, или это постановка будет по мотивам?
Да, мы следуем сюжету, но при этом мы делаем обвязку: мама рассказывает сказку сыну. И наша постановка – это по сути воображение мальчика, который скучает по отцу. Я не вижу смысла переписывать или дописывать Пушкина. Это сложно, абсолютно невозможно и главное совершенно не нужно – тягаться с гением. Мы использовали почти весь текст Пушкина в точной последовательности.
Антон, а про что это в вашей жизни?
«Сказка о царе Салтане», она про семью, одиночество, желание какой-то близости с родными. В то же время она про поиск счастья. Все герои в сказке ищут счастье: сестры, баба Бабариха, Салтан, Гвидон.
Сказка также про отдаление: ребенок где-то там, а ты где-то здесь – тяга к отцу и тяга к сыну, невозможность по каким-то причинам быть вместе.
Интересно, что Пушкин «Сказку о царе Салтане» написал, когда у него родились дети. И когда он её писал, дети от него были далеко. И я, как молодой родитель, очень это понимаю, когда все время приходится проводить в театре. А потом приходишь домой, а дети тебя не узнают.
Как с актерами вам работалось?
В ТЮЗе труппа замечательная, я просто был покорен. Это очень живые, ищущие, неугомонные артисты в хорошем смысле этого слова. Тяжело очень собирать всех на репетиции, потому что у ребят чудовищно большой репертуар – по 2 спектакля в день. Но когда мы все-таки собираемся, это настоящий праздник. Работать с ними одно удовольствие
Вам спектакли какие больше нравится делать: взрослые или детские?
Я вообще не делаю для себя подобного деления. Если есть в постановке возможность что-то исследовать: жанр, например, новый попробовать, технологии, формальное исследование или актерскую историю интересную протянуть, способ существования, то я берусь за материал. Когда есть в тексте поисковая жилка, тогда это интересно и в принципе уже не важно, для кого ставить. Не интересно ставить просто потому, что нужно ставить, и чтобы было. Хочется, чтобы то, что ты делаешь, откликалось у зрителя. Я, когда что -то делаю, всегда стараюсь это делать интересно. Чтобы это было интересно мне и моей команде в первую очередь, артистам и, наконец, зрителю.
Дети, кстати, хороший индикатор для режиссера, они тонко чувствуют, когда это что-то наносное и неживое. А если есть какое-то сумасшествие, игра, дети сразу откликаются.
Антон, есть какие-то планы на конец уходящего 2020 года ?
Да, очень много. Мы 28 числа выпускаем «Сказки». Должны были две сказки выпустить, но из-за эпидемиологической ситуации и связанных с ней трудностями «Сказку о золотом петушке» будем выпускать отдельно. В дальнейшем планируется оба спектакля играть в один день в одних и тех же декорациях, но в разных костюмах. В Александринском театре будет цикл «Судебных разбирательств» (онлайн-перфоманс) по пьесе Бориса Акунина, написанных еще в марте Сашей Филипенко: два из них делаю я, один – Андрей Калинин. Будут еще проекты в рамках «Другой сцены», 7 декабря мы делаем там читку. И еще планирую сыграть со студентами спектакль «Чужой» в Учебном театре на Моховой.
Разговаривала Оксана Васько