Первое, что встает перед глазами при упоминании имени Владимира Машкова, – взгляд. Пронзительный и завораживающий, сверкающий сталью и блестящий слезами, – за ним скрывается бушующая бездна чувств и эмоций. Пожалуй, Владимир Машков – единственный, кто способен сыграть роль одними только глазами. Парфен Рогожин, Алексей Брагин, Абрам Шварц, граф Беклемишев, Кирилл Мазур, Давид Гоцман и многие другие, кажется, могли бы рассказать свои истории и вовсе без слов.
В свой день рождения, 27 ноября, Владимир Машков выйдет на сцену в легендарном спектакле «Матросская тишина» – вечной истории о силе родительской любви, которую не может победить даже смерть.
Первая версия «Матросской тишины» появилась в подвале на улице Чаплыгина 30 лет назад благодаря Олегу Павловичу Табакову, после этого она то жила, то не жила, но вопреки всему спектакль постоянно возвращается на сцену Театра Олега Табакова и открывает новые страницы в истории и новые имена. В спектакле рассказывается история жизни Абрама Шварца и его сына в военное время. Отец невероятно и неизмеримо сильно любит сына, желает ему счастья, скрипичной карьеры, лучшей жизни. Но сын долго не понимает этой любви, не замечает – злится, стыдится… И, к сожалению, слишком поздно осознаёт, как дорог был ему папа.
Владимир Машков создает образ своего Абрама Шварца уже 30 лет, в нём нет ни капли игры и притворства, актёрских приёмов. В этом герое не только жизнь и судьба еврея из Тульчина, но и собственный жизненный опыт актера, все переживания, печали и радости и, конечно, признание в любви к родителям.
Историю Абрама Шварца Владимир Машков перенес и на экран, выступив в качестве режиссера и сыграв главную роль в фильме «Папа».
Еще одна работа Владимира Машкова на тему отцовства (в качестве режиссера) – трогательный и нежный фильм «Сирота казанская», о девушке, ищущей отца через объявление в газете. Претендентов на роль отца сыграли сразу три легенды российского кино: Олег Табаков, Валентин Гафт и Лев Дуров, а сам Владимир Львович сыграл в этом фильме ларечника Федю, встречающего Новый год в заметенной снегом одинокой палатке. С момента выхода картина стала самым новогодним российским фильмом, обогнав привычную «Иронию судьбы».
Несмотря на образ серьезного и мужественного человека, Владимиру Машкову с легкостью удаются комедийные роли. Иногда и эпизода достаточно, чтобы фильм ассоциировался исключительно с его героем, несмотря на то, что у персонажа нет даже имени. В фильме «Питер FM» Владимир Машков – просто «мужик в тапках», но его небольшой текст давно разошелся на цитаты, а несколько минут на экране несомненно украсили картину.
А в фильме «Одесский пароход» по сценарию Михаила Жванецкого Владимир Машков уморительно играет отца, пытающегося научить сына арифметике с помощью яблок и морковки.
Комедийный образ в театре – это, конечно, спектакль «Ревизор» в Театре Олега Табакова, где Владимир Машков играет Городничего. История этого спектакля началась почти тридцать лет назад, в 1991 году, в «Подвале» знаменитой «Табакерки». В актерском составе нового «Ревизора» есть и те, кто играл в «Ревизоре» 1991-го, только теперь они перешли на другие роли. Александр Марин, игравший 30 лет назад Хлестакова, теперь выступает в роли Добчинского. Сергей Беляев был Земляникой, стал слугой Осипом. И только Владимир Машков остался бессменным Городничим. Трагическая по сути история, случившаяся с высокопоставленным чиновником, не мешает спектаклю (и персонажу) быть гротескным, ярким, стремительным и потрясающе смешным!
Владимир Машков прочно ассоциируется с образом героя, спасителя и настоящего мужчины. Капитан Мазур из «Охоты на пиранью», отважный пилот из «Экипажа», суровый Давид Гоцман из «Ликвидации» и многие другие. Но и отрицательные персонажи получаются у актера настолько многогранными, что зритель поневоле проникается к ним симпатией. Яркий пример – Парфен Рогожин в картине Владимира Бортко «Идиот». Рогожин олицетворяет в романе средоточие всех человеческих грехов, но у Владимира Машкова получился хоть и греховный, но глубоко несчастный человек, сгорающий от любви и страсти. Волей-неволей зритель сопереживает герою и ищет ему оправдания.
Подобные же чувства мы испытываем к Алексею Брагину – главному герою картины Павла Лунгина – «Родина», рассказывающей о трагедии русского офицера, вернувшегося домой после шести лет плена. Владимир Машков создал образ человека, о котором ничего нельзя сказать наверняка. Сломлен он или несгибаем, предатель или патриот, остался ли он в здравом уме или живет в выдуманном мире. Несмотря на это, мы все равно видим этого человека героем.
Настоящие мужчины – персонажи фильмов Владимира Машкова – должны уметь все (как и положено настоящим мужчинам): скакать на лошади, стрелять, драться, управлять любой техникой, включая самолет и паровоз. В фильмах «Кандагар» и «Экипаж» актер изучал профессию летчика, а вот в фильме «Край» Алексея Учителя ему пришлось исследовать не только метод управления, но и технические характеристики паровоза, причем не современного, а старинного, 1905 года.
Вышедшая в конце 2017 года спортивная драма «Движение вверх», в которой Владимир Машков сыграл тренера сборной по баскетболу – Владимира Гаранжина – не только покорила сердца миллионов зрителей, но и стала своего рода предвестником перемен в творческой жизни актера. Весной 2018-го Владимир Машков возглавил театральную школу и Театр Олега Табакова. Теперь под его защитой больше, чем одна баскетбольная команда.