Интервью с Сергеем Смолиным, художественным руководителем мюзикла, собравшего на краудфандинге 500 000 рублей за 3 дня

Поиск финансирования задача нелегкая для любого независимого театрального проекта, а во времена пандемии коронавируса и подавно! Но на помощь сказочному мюзиклу «Мертвая царевна» пришел краудфандинг (другими словами: народная финансовая поддержка) и всего за три дня нужная сумма в полмиллиона была собрана. Теперь проект с потрясающе звездным составом точно получит аудиоверсию, а может даже еще и концепт-концерт.

Мы поговорили с главным вдохновителем проекта Сергеем Смолиным о самом мюзикле, причинах его неожиданного успеха на площадке краудфандинга и, разумеется, спросили, как получилось привлечь таких именитых исполнителей в состав!

Сергей, представьте себя, пожалуйста, читателям в двух словах. 

Я – и актер, и певец, поэтому назову себя скорее просто артистом. Работал в мюзиклах Stage Entertainment, исполнял главные роли в музыкальном театре под руководством Г.Чихачева. Сейчас я артист Фонда С.Безрукова, телеведущий (канал Карусель, программа «Король Караоке») и вокалист группы «Remake».

Однако в проекте «Мертвая царевна» вы выступаете не просто в роли артиста. Расскажите о нем подробнее: когда вы впервые с ним познакомились и чем он вас зацепил? Какова ваша роль? 

Это мюзикл, основанный на поэтической сказке Александра Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Оригинальную музыку для него создал композитор Евгений Александрович Лапейко, автор мюзиклов «Вий», «Ромео и Джульетта», «Нить Ариадны» и других. 

Именно с музыки у меня и началось знакомство с этим мюзиклом. Руслан Герасименко (режиссер-постановщик мюзикла «Последнее испытание» – прим.ред.) планировал его тогда ставить и предложил мне сделать аранжировки музыкальных композиций. Я начал работу и понял, что заниматься просто аранжировками мне будет мало, хочу быть музыкальным руководителем. Настолько вижу и слышу, что со всем этим материалом можно сделать, как заточить проект под впечатляющие саунд и вокальное исполнение, в каком направлении двигаться.

 И к чему в итоге пришли: какая история стала получаться, как звучать?

Было решено отойти от традиционного прочтения в сторону большего гротеска и в звучании, и в героях. Многих зрителей некоторые образы могут повергнуть в шок, они абсолютно не классические, не те, как мы их привыкли видеть. Но это ощущение возникнет потому что мы проработали истории, добавили им человечности, а не просто ради того, чтобы было «модно, стильно, молодежно». 

Как интересно! И какими же предстанут перед зрителями «очеловеченные» герои?

Раскрывать все сюжетные ходы, понятное дело, не буду, но могу сказать, что, я, например, всегда задавался вопросом, зачем в этой истории Елисей и что он в себе несет. Если вспомнить сказку, то на ее протяжении королевич ищет свою невесту по всему свету и все окружающие должны ему что-то просто так рассказывать. А потом и Царевна в жены Елисею достается без особых усилий. Он такой типичный принц на белом коне. А мы создали для него предысторию, теперь он не просто лирический герой, а герой, который платит определенную цену, чтобы добиться счастья. И небольшой спойлер: его история переплетается с историей Злой Царицы!  

Эту явно отрицательную героиню мы тоже немного дополнили, добавили ей мотивации, на самом деле, обратившись больше к западному «киношному» опыту, где все герои спектаклей всегда проработаны, а все их поступки оправданы. Таким образом у зрителя возникает вопрос: а на чьей же он стороне? Зло – это не просто зло, а добро – не просто добро. Даже прекрасная Царевна у нас не идеалистическая героиня, а живой человек со своими эмоциями и желаниями. 

Со всеми этими дополнениями к историям героев, насколько вы остались близки по тексту к стихотворному оригиналу Пушкина?

Александр Сергеевич был бы доволен такой интерпретацией! (Смеётся)

Довольно, смелое заявление! А как тогда подбирались актеры для всех этих героев? Состав артистов у вас поистине звездный, собрались как солисты мюзиклов обеих столиц: Анастасия Макеева, Агата Вавилова, Елена Минина, Ростислав Колпаков, Игорь Кроль, Александр Казьмин, Ярослав Баярунас, Роман Графов, Евгений Шириков, Ив Набиев, Дарья Январина, Алексей Толстокоров и Вячеслав Штыпс. Так и вокалисты рок-групп: Евгений Егоров, Кирилл Немоляев и Пётр Елфимов. 

Честно говоря, сам до сих пор не понял, как так все получилось. Конечно, с кем-то из участников мы были уже лично знакомы через совместную работу. И я, когда писал героев, старался максимально визуализировать: кто бы мог кого сыграть. Царицу я изначально сразу видел в исполнении только одной артистки и буквально уговорил принять участие в проекте. 

А кто-то согласился практически сразу, даже особо не зная меня или подробностей про проект. И, например, с Богатырями получилось интересно. Я этих персонажей вижу этакими супергероями, которые между собой равны и сплочены, но у каждого есть свои определенные качества. Когда я представлял этих героев соответствующим актерам, то многие из них сказали, что действительно похожи по характеру именно на своего богатыря.   

И за счет того, что все актеры как на подбор солисты, я верю, что даже самые небольшие роли будут запоминающимися, и в спектакле не будет никаких провисающих моментов. А звучать всё будет вообще великолепно. Артисты как пазлы все сложились вместе, прямо как в сказке.

Краудфандинг на www.planeta.ru тоже стартовал весьма успешно: нужная сумма в полмиллиона рублей была собрана буквально за 3 дня! Вы ожидали такого результата? 

Я, честно говоря, был в шоке. Не ожидал так быстро собрать эту сумму, помогли крупные лоты, спонсорские. Они были проданы практически сразу и принесли почти половину всех сборов. Но и поддержка по остальным лотам была потрясающая.

Почему же было решено использовать краудфандинг для финансирования проекта? 

У нас изначально не было инвесторов, но было понимание, что сейчас благодаря интернету можно обрести популярность, если ты, разумеется, делаешь прикольные вещи. Кроме того, я знал, что мюзикл «Последнее испытание» таким образом собирал средства на разные свои проекты: аудиоверсию, перезагрузку декораций и костюмов, видеозапись спектакля. Но у этого произведения есть многолетняя история и верная фанбаза. 

Значит были опасения, что у вас не получится так успешно выступить с «Мертвой Царевной»?

Я по опыту стараюсь учиться на чужих ошибках. Наш проект не возник из воздуха, он не появился из ниоткуда. Мы рассказывали о нем на протяжении двух лет. Я исполнял некоторые композиции на своих сольных концертах. Были смонтированы демо-видео. Мы даже сделали презентацию мюзикла на шоу, посвященном двадцатилетию «Последнего испытания». То есть определенный круг людей уже следил за развитием работы и ждал новостей.  

Поэтому вы решили начать именно с аудиоверсии мюзикла? Чтобы дать верным поклонникам какой-то готовый результат?

Да. Я решил, что буду идти поэтапно, по шагам. Они были определены заранее: аудиоверсия, концепт-концерт, постановка, фильм-спектакль. Их реализация зависит от того, насколько успешными будут сборы на сайте. Если мы достигнем сверхцели в 1 миллион рублей, то концертная версия обязательно состоится, но именно от дальнейшего отклика аудитории зависит будем ли мы этот концепт-концерт возить, например, по стране.

То есть помимо финансовой составляющей вам важна и реакция аудитории на этот мюзикл? 

Для меня этот проект именно творческий, а не коммерческий. Я делаю его как чувствую, для самовыражения, а не зарабатывания денег. Все средства со сбора нужны именно для его воплощения в жизнь. Но очень хочется, чтобы он зашел людям, чтобы понравился. Я уже тратил в своей жизни время на проекты, которые людям не заходили, и теперь хочу заниматься только тем, что вызывает отклик. 

Судя по результатам крауда, интерес у аудитории точно есть. А пришлось ли привлекать дополнительно профессионалов для работы с платформой и анонсирования сбора средств? 

Отдельных людей для этих целей не брали. Получается, что сейчас я уже художественный руководитель, административной же частью прекрасно управляет Кристина Старикова. Продвижение, крауд на ней. Но она была в проекте с самого его начала. Я считаю, что важно сразу взять правильного человека, делегировать ему часть задач и просто не лезть в его работу. 

А что добавилось к вашим обязанностям как художественного руководителя «Мертвой Царевны»?

На мне все творческие моменты, не только музыкальные. Крауд будет идти до 31 января 2021, но мы не просто сидим и ждем его завершения. Я готовлю материал артистам и музыкантам.

Также на мне и фотосеты. Мы делаем не просто фото, а сюжетные фотографии (как кадры из фильма-мюзикла) с костюмами и акцентом на каждого героя, которые потом выйдут в формате артбука. Есть огромное желание показать зрителям, что все уже в голове есть, есть история, чтобы они понимали во что вкладываются. Да, на самом деле, если сейчас придет крупный инвестор и профинансирует всю постановку, то мы за месяц-два сможем поставить концертную версию, настолько всё готово.

Во всей этой предварительной работе до окончания сборов есть определенный риск, но это для нас выражение уважения к каждому человеку, поддерживающему проект. Хочется не просто давать обещание, что проект выйдет крутой, а что-то крутое выдать уже сейчас.

Но ситуация сейчас в стране и мире такая непростая. Были ли опасения по поводу запуска краудфандинга в разгар пандемии?

Изначально крауд планировался как раз на весну 2020, но мы перенесли его в итоге на осень. Больших опасений не было, как-то прошедшие весна и лето показали, что зрители готовы поддерживать артистов и в формате онлайн. Сложности сейчас возникли больше с офлайн мероприятиями.

А у вас планируются какие-то еще проекты в ближайшее время?

27 ноября в Москве будет концерт, посвященный моему дню рождения. Точнее, это даже больше вечеринка, чем просто концерт. С предварительной интерактивной частью в стиле ревущих 20-х, чтобы разогреть публику. А потом уже концерт на две отделения. Я делал подобное мероприятие в прошлом году, но в этом году хотелось сделать еще лучше, по иному выстроить структуру взаимодействия с людьми, чтобы было постоянное движение между зонами и чувствовалась сопричастность и принадлежность к общей тусовке. Да, и площадка в этот раз классная, очень интересная, не обычный рок-клуб.

Звучит увлекательно! Только что вы подразумеваете под интерактивом для зрителей?

Это непосредственное общение с артистами, не только со мной, но и с моими специальными гостями: Александром Казьмином, Русланом Герасименко, Агатой Вавиловой, Ярославом  Баярунасом и Федором Воскресенским. Мы все будем в определенных ярких образах и у зрителей будет возможность взаимодействовать с нами. Ну и без музыки не обойдется, будет очень разнообразный по звучанию концерт.

Как же повлияли ограничения из-за ковида на это мероприятие?

Пришлось прежде всего сократить количество участников до 200, хотя площадка вмещает до 1000 человек, чтобы получить разрешенные 25%. Но желание провести зажигательное шоу только укрепилось: раз Новый год по сути отменили, то давайте устроим праздник себе на месяц раньше! 

А у тех, кто не сможет приехать на вечеринку, будет уникальная возможность побывать на мероприятии онлайн и при этом почувствовать себя полноправным участникого происходящего, так как мы планируем запустить трансляцию от первого лица.

А еще чем-то сейчас вы занимаетесь? 

Я много лет создаю и записываю песни. 19 ноября вышел свежий трек «К мечте», его уже можно послушать на всех площадках. Он мне действительно нравится, что довольно редкая ситуация для меня в оценке своего творчества. Он родился летом в Крыму, и я впервые использовал для себя следующую технику: когда сначала появилась музыка, затем я отдельно написал полноценный текст и стал их миксовать между собой. А обычно я сначала пишу музыку и именно под нее уже создаю стихи.

Чему посвящена новая песня?

Она стала своеобразным антиподом моего предыдущего трека «Нефть, не гори», который я выпустил на карантине. Там текст вдохновлен философией американского футуролога Жака Фреско. Он говорил о том, что нам следует отказаться от использования нефти и переключиться на другие возобновляемые источники энергии: свет, ветер и воду и признать все ресурсы общечеловеческими, а не принадлежащими отдельным странам и жить одной коммуной человеческой. Я в апреле был сильно под впечатлением от ситуации с ковидом, особенно от понимания, какие экономические проблемы нас ждут. Это отразилось в песне: когда настолько не веришь в человечество, что обращаешься уже к самой нефти, чтобы тогда она хотя бы перестала гореть. 

А «К мечте» – тема утопическая, она появилась, когда я уже пережил этот кризис. Песня заряжает энергией, хотя слова в ней простые, и мотивирует верить в себя и идти к мечте несмотря ни на что, что у нас и получилось с «Мертвой царевной»

Поддержать проект можно по следующей ссылке  

URL List