«Дома новы, а предрассудки стары…». Премьера спектакля «Горе от ума». РАМТ

Премьерный спектакль «Горе от ума» в Российском академическом молодёжном театре – это дань традиционному стилю. Но вместе с тем, режиссёр Алексей Бородин лишает грибоедовских героев патетики и классической сдержанности. Они позволяют себе панибратские объятия и свободный тон общения. Чацкий по-дружески прижимает к груди Фамусова, и тот отвечает тем же. Сам Фамусов характеризует себя так: «… бодр и свеж, и дожил до седин…». Актёр Алексей Веселкин соответствует этому описанию, он играет полного сил и энергии мужчину, легкомысленного дворянина средней руки. Даже, когда он читает морали молодому поколению, кажется, что внутри его разбирает ребяческий смех.

Источник фото: сайт театра

Красивый, статный молодой актёр Максим Керин примерил образ «лишнего человека». Его Чацкий появляется из ложи, несколько вальяжно спускаясь по лестнице, которая напоминает трап самолёта. Суетливый, бесшабашный, энергичный повеса – такое первое впечатление вызывает этот герой. Не сразу он начинает контрастировать на фоне московских буржуа. В одной сцене эта «аристократия», подобно надоедливой летней мошкаре, облепит карету. Этот черный катафалк занимает одно из центральных мест в оформлении сцены. Его будут постоянно перемещать, передвигать и даже катать в нём болтунов, разносивших сплетни о сумасшествии Чацкого.

Источник фото: сайт театра

Художник Станислав Бенедиктов и художник по свету Нарек Туманян приводят в движение высокие стены с арочными отверстиями. Время от времени, сама Софья будет их нелепо передвигать. Красавица Ирина Таранник прекрасно подходит на роль московской барышни на выданье. Она быстро меняет элегантные платья, подкручивает золотистые кудряшки и стреляет глазками. Рядом с ней эмоциональная, краснощекая Лиза (Дарья Семёнова).

Источник фото: сайт театра

Особенного внимания заслуживают актёрские работы Александра Рагулина и Ивана Воротняка. Они сумели превратить небольшие роли в яркие, насыщенные, полноценные характеры. Более глупого полковника Скалозуба надо ещё поискать! «Не нынче завтра генерал…» появляется в зелёном мундире со шпагой, двигается, как механически заведенная обезьянка и говорит, процеживая текст сквозь картонную улыбку. Платон Михайлович в исполнении Ивана Воротняка совсем другой. Этот подкаблучник, хорошо откормленный, в пальтишке с меховым воротником, крепко приклеен к жёнушке. Актёр удачно вводит нюансы и мелкие детали в арсенал роли. Его герой, как мягкая плюшевая игрушка в руках пустоголовой хозяйки. Он её побаивается и даже, уединившись с Чацким в ложе (чтобы принять на душу), не в состоянии скрыться от её всевидящего ока.

Источник фото: сайт театра

Алексей Бородин ставит сатиру и делает это согласно всем канонам добротного классического театра. Здесь нет неожиданных трактовок образов, завораживающих сценографических приёмов. Всё просто, внятно, с уважительным отношением к автору. Чацкого в такой истории, наверняка, ждёт удача в эмиграции. Где-то далеко от несносной ему Москвы, он найдёт остров свободы и влюбится, да так, чтобы «… мир целый казался прахом и суетой!».