«Я спокойна! Он её не любит…». Спектакль «Месяц в деревне», Малый театр

Почувствовать летний зной и деревенскую тишину в морозной и шумной Москве, погрузиться в круговорот событий и пучину страстей и немного отвлечься от своей будничной жизни поможет Малый театр, где состоялась премьера спектакля Глеба Подгородинского по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Это история о любви и боли, о неприятных открытиях внутри себя, о случайностях, которые неслучайны, а порой слишком судьбоносны.

Лето, деревня, имение Ислаева. Жизнь его обитателей была обыденная, но случилось событие – появилось новое лицо: к ребёнку хозяев приехал учитель Беляев. К нему приковано всё внимание обитателей усадьбы, ведь он привёз с собой задор, смех, веселье и в то же время посеял смятение в сердцах, поставил в неловкое положение и заставил сделать непростой выбор людей, жизнь которых могла ещё долгими годами оставаться безмятежной и монотонной.

Фото: Мария Никифорова

Этот молодой человек (Максим Филатов) не хотел ничего плохого – он всего лишь очень обаятелен, жизнелюбив и исполнителен. Он прекрасный педагог, потрясающий массовик-затейник, человек-оркестр. Он влюбляет в себя двух женщин – совсем юную Верочку и своего прямого работодателя, помещичью жену Наталью Петровну. Первая для него всего лишь ребёнок, которого нужно развлекать, вторая же вызывает у него непонятные страх и трепет, причиной которых является подобное искре запретное чувство. И когда Беляев это понимает, жизнь в деревне становится для него просто невыносимой.

Наталья Петровна (Полина Долинская) – внешне идеальная жена и мать, она может позволить себе мелкую интрижку, например, с другом дома Ракитиным, но никто об этом не узнает. Но встреча с Беляевым изрядно меняет её: Наталья Петровна осознаёт недоступность этого желанного молодого человека. Ведь никогда ей уже резво не побегать за воздушным змеем и не похохотать без причины, на ней груз ответственности, положение в обществе и самое ужасное – необратимость жизни: молодость ушла, а настоящей любви так и не было.

Фото: Мария Никифорова

Антиподом ей становится её воспитанница Верочка (Дарья Шевчук), полная энергии, добродушная, искренняя и только что впервые влюбившаяся. Внезапно из дурашливого ребёнка она превращается для Натальи Петровны в соперницу, которую во что бы то ни стало нужно устранить. Сложившаяся ситуация толкает Наталью Петровну на опрометчивый шаг – устройство брака Верочки со стариком-соседом. А Верочка поставлена в такие рамки, что это сватовство становится единственным способом сбежать от женщины, в один момент превратившейся из благоволительницы в предательницу.

Фото: Мария Никифорова

«Я спокойна! Он её не любит…», – восклицает Наталья Петровна, узнав о равнодушии Беляева к Верочке, но не понимает ещё, что никакого спокойствия больше не будет, рушится привычный мир. Уже сидит на чемоданах отвергнутый Ракитин (Александр Дривень), и кто знает, может за пределами этого имения у него будет совсем другая жизнь: счастливая, успешная, яркая? Параллельно соединяются судьбы прохиндея доктора Шпигельского (Дмитрий Марин) и простушки-компаньонки Лизаветы Богдановны (Мария Дунаевская).

Фото: Мария Никифорова

И даже слуги – Матвей (Владимир Алексеев) и Катя (Мария Кривенцева) – могут быть счастливы, если, конечно же, девушка не сделает выбор в пользу обаятельного немца-гувернёра Шаафа (Василий Дахненко). А Наталье Петровне, разобравшейся в себе и осознавшей, сколько она наломала дров, остаётся лишь зализывать раны в компании легковерного и вечно занятого мужа (Михаил Фоменко), который не видит, что творится у него под носом, и его азартной, но безынициативной матери (Алена Охлупина).

Большие перемены в героях и резкие повороты в их судьбах случаются на фоне внешнего спокойствия, воздушного летнего настроения, деревенской неги. Их создаёт светло-голубая декорация, в которой прочитываются стены помещичьего имения, домашний сад, где собирают на посиделки, бескрайние просторы, где можно играть в бадминтон или запускать фейерверки (художник-постановщик – Мария Рыбасова).