Современная хореография и вечные ценности. Театр «Провинциальные танцы» показал тройчатку балетов на «Золотой маске»

Театр «Провинциальные танцы» был основан в Екатеринбурге в 1990 году и стал одним из передовых российских площадок современной концептуальной хореографии. Театр выступает не только в российских городах, но и на мировых сценах, с успехом завоёвывая многие награды. Москвичи всегда с нетерпением ждут очередных гастролей «Провинциальных танцев». В этот раз первые два балета танцевальной тройчатки, показанной в марте, номинированы на премию «Золотая маска».

«Сердце на его рукаве»
Хореографы: Дариуш Новак (Польша) и Дор Мамалиа (Израиль)
Музыка: Ким Андре Арнесен «Magnificat anima mea», ноктюрны Шопена


Сцена открывается. Семь танцовщиков под звучание хоровой музыки и многоголосия стремятся куда-то, бегут… Кто-то вырывается, другие пытаются его поймать. Всё ради одного – не упустить любовь. 

Сначала чувства кажутся возвышенными и романтичными. В сочетании с ноктюрнами Шопена плавные движения танца и мягкие тактильные элементы в дуэтах создают ощущение теплоты и лиричности.  Мгновения любовной эйфории вдруг перебиваются тревожными звуками, а касания танцовщиков становятся более жёсткими. Через ломаные, резаные элементы хореографии и резкие движения начинает чувствоваться боль, страдание и мука. Без которых, наверное, и невозможна истинная любовь к ближнему. Возникшее когда-то единение вдруг резко переходит в неразборчивую борьбу, которая останавливается тогда, когда останавливается любящее сердце. 

«Личность»
Хореограф: Йозеф Трефели (Швейцария)
Композитор: Фредерик Жарабо

Как себя чувствует человек в толпе и социуме? А как вне их? Эти образы символично отстроены с помощью геометрии пространства, квадратного света и угловато-механизированной хореографии не то людей, не то киборгов. Странные механические звуки, резкие вспышки света напоминают либо техно, либо современную жизнь, полную смартфонов и технологий.  

Где же тут остаётся место для личности? Танцовщики пытаются сменить фокус внимания, изменить ритм и пластику движений, выйти за пределы ограниченного пространства и даже заигрывают с залом – но резко возвращаются обратно в рамки. Делают они это по своей воли или всё-таки движимы кем-то – остаётся непонятным… 

«Свободу статуе!»
Это танцевальный вербатим, созданный российскими хореографами Анной Щеклеиной и Александром Фроловым по документальным свидетельствам и размышлениям современников о свободе. 

Жизнь, полная консьюмеризма, и человек, жаждущий всё больше и больше свободы, – близкие темы для жителя мегаполиса. Их обдумывают танцовщики, облачённые в чистые белые мантии, словно древнегреческие философы. Но по итогу своих танцевальных размышлений они остаются голыми. Это подстёгивает к мыслям о сексе и похоти, затрагивая проблему свободных отношений: ведь можно легко выбирать и потреблять людей. Так же, как и «десятки видов хлопьев на завтрак». 

Сплетается воедино всё то, чем кормит современного человека американский капитализм и демократический дух Нью-Йорка. Но сарказм тяжёлой политики и сложный танец приводят в конце концов к тому, что высшая степень свободы – лежать на диване. И смотреть телевизор. 

Все три одноактных балета хоть и выполнены в разной стилистике с использованием индивидуальных форм хореографии, музыкального оформления и света, они очень органично вписываются в современный контекст жизни. Помимо приятного и глубоко аффекта, после просмотра этих работ возникают новые мысли и рассуждения о личности человека, любви и свободе – вечных ценностях для всех людей.

Автор – Михаил Бракунов

URL List