Пьеса «Гроза прошла» была написана Дмитрием Сергеевичем Мережковским, когда ему было всего 25 лет. У Мережковского получилась выверенное и цельное драматическое произведение. Особой театральной славы пьеса не снискала, а в советское время произведения Мережковского были запрещены. Интерес к писателю стал проявляться только в начале 90-х годов прошлого столетия, когда стали широко известны такие пьесы как «Павел I» и «Александр I», а также его исторические и философские произведения.
Вместе с тем Дмитрий Мережковский – один из основателей русского символизма в литературе. Взяв за отправную точку поэзию и эстетику Серебряного века, режиссер Андрей Максимов представил свою сценическую редакцию пьесы, наполнив ее романсами на стихи поэтов не только Серебряного века, но и Сергея Есенина, Владимира Набокова и других. Он убрал некоторых персонажей, несколько сократив пьесу, и перенёс центр внимания на классический любовный треугольник: двое мужчин и одна женщина. Кто любит по-настоящему, кто притворяется и использует любовь как средство достижения целей, а кто жертвует свой жизнью – вот краеугольный вопрос пьесы.
Женщина – Калиновская Елена Сергеевна – становится ядром спектакля, вокруг которого будет строиться не только само повествование, но и все человеческие чувства, переживания, любовь, драма и трагедия. Актриса Марина Кондратьева – это безусловная удача всего спектакля и точное попадание в главную роль, без её виртуозной и филигранной работы не было бы такого накала чувствительности, искренности, любви и страданий.
Музыкальное оформление и исполнение романсов осуществил Игорь Карташев, подняв со дна давно забытый театральный жанр – музыкально-поэтический. Сначала может показаться, что весь спектакль будет идти именно в таком жанре, но он останется только внешним образом постановки, символизирующим присутствие Серебряного века как времени действия. Романсы и эстетика только сильнее раскрутят маховик людских страстей и чувств пьесы, и в финале, после почти двухчасового действия, выведут на апогей драматизма.
Гроза является невидимым символом и драматическим триггером всего спектакля. Грозовой цвет неба представлен в виде череды разноцветных занавесов, которые по мере действия раскрываются (грозовое небо), увеличивая сценическую площадку и драматизм спектакля. Изумительная задумка и воплощение художника Анастасии Бугаевой. Будут открыты все занавесы, и гроза действительно пройдет, а занавесов больше не будет (больше не скроешься), главная героиня приобретет веру в Бога, только за эту веру ей придется заплатить очень большой ценой.
Автор – Леонид Новиков