Восемь стульев, восемь монологов, восемь пронзительных историй военных лет о людях, которые несмотря ни на что хотели жить и верили, что будущее есть. На малой сцене Театра Наций накануне 9 мая состоялась премьера спектакля «Моими глазами» в постановке режиссёра и актёра Дмитрия Сердюка. В нём нет торжественного пафоса, военной формы или кровавых деталей. Но есть волнующие личные воспоминания о том, как в один миг изменилась жизнь июньским утром 1941 года, о том, как выживал талант среди разрухи, о том, как в голод и холод в людях не угасала потребность в прекрасном.
Вместо Большого театра танцевать на прифронтовых, наспех собранных сценах начала балерина Ольга Лепешинская. Её монолог исполняет актриса Мария Смольникова. Воспоминания о разбитых в грязь, песок и мазут пуантах смешиваются с воспоминаниями о раненых и беженцах, о бомбежках и о ликовании после победы. Актриса нежно и волнующе воспроизводит манеры балерины, мелькнувшей в видеохронике на экране на заднике сцены.
Не менее трогателен рассказ юного скрипача Муси Пинкензона (Дмитрий Симонов) из молдавского города Бельцы, сыгравшего перед расстрелом в последний раз, остановив на мгновение ужасный ход истории. Наивна и романтична история о супругах, спасавших книги в блокадном Ленинграде, в исполнении Сати Спиваковой. Люди умирали от истощения и прятались от вражеской авиации, но не могли бросить на улице роман Достоевского. А героиня Дарьи Наумовой с трепетом ждала наступления нового года в блокадном городе, потеряла из-за бомбёжки слух и волновалась, что не успеет съесть кусочек масла, полученный к празднику.
Мальчик Витя, герой Юрия Нифонтова, потрясённый смертью отца, работавшего на оборонном предприятии, от отчаяния просился на работу вместо него, желая приносить пользу в борьбе с фашизмом. А герой Никиты Кологривого сражался много месяцев на фронте, мечтал увидеть своих детей, просил в письме жену выслать фото, но до письма с заветной фотокарточкой так и не дожил.
Особняком стоит история, которую рассказывает актёр Авангард Леонтьев. Это история его семьи, в какой-то степени определившая его собственную жизнь. Мало кто знает, что будущего артиста назвали в честь его старшего брата, погибшего на фронтах Великой Отечественной. Леонтьев зачитывает письмо отца сыну, которое сын уже не смог прочесть.
Завершает спектакль монолог в исполнении Натальи Теняковой. Письмо еврейской матери, написанное из гетто, из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» зачитано достаточно обыденно и безропотно. Но каждое слово из этого письма – живо и вечно. Эти строчки о материнской любви, о любви к людям и к жизни, о любви к каждому прожитому дню. О том, что живо вопреки всем несчастьям и бедам.
Чтение монологов сопровождается видеоинсталляцией с военной хроникой и работами театра песочного искусства «Пески времени», которые придают историям героев живые образы. В спектакле звучит живая музыка (композитор – Михаил Спасибо), а «Синенький скромный платочек» исполняется в кавер-версии.
Стоит отметить, что «Моими глазами» – спектакль, поставленный не просто к дате, он вошёл в репертуар театра и звучит как реквием по мирной жизни, которую оборвала война.