«Я просто произведу перемещение в пространстве, без умысла, без видимой цели и причины, главное, без видимой причины. И я надеюсь, это заставит меня делать то и действовать так, как я ещё не знаю», – восклицает герой Марата Башарова и строит план побега от самого себя. Историю успеха и благополучия, которые не приносят удовлетворения достигшему их человеку, рассказывают в «Школе современной пьесы». Здесь состоялась премьера новой версии спектакля «Город» по пьесе Евгения Гришковца. Режиссёр Иосиф Райхельгауз возродил спектакль, который много лет с успехом шёл на сцене театра, с новым актёрским составом.
Житель большого города, достигший, казалось бы, всего, о чём мечтал, не находит себе покоя. У него всё хорошо, а чего-то не хватает, хочется бежать в никуда и неизвестно, что делать в этом новом «никуда». Да и «всё хорошо» в настоящем достаточно условно: у него прекрасная жена, но они уже с трудом находят общий язык; чудесные родители, но и с ними тяжело найти взаимопонимание; чуткие друзья, да сложно настроиться на общую волну; деньги есть, но и они когда-то закончатся. Определённое стабильное настоящее грозит бесперспективным будущим, но резкие перемены, связанные с мечтами уехать в другой город, полны туманных перспектив. Так и мечется главный герой в своём личностном кризисе (кризисе среднего возраста?), не находя ответов на свои вопросы.
Спектакль играют в пространстве, где зрители разделены на два смотрящих друг на друга сектора. Прямо среди зрительских мест располагаются лестницы-стремянки, на которых и появляются герои действия (сценограф – Давид Боровский). Такое помещение актёров в толпу даёт прочувствовать атмосферу большого города, в котором тысячи людей ужасно одиноки. А диалоги и монологи действующих лиц с высоты лестниц становятся наглядным примером того, как порой человек смотрит на проблемы другого со своей колокольни, откровенно не понимая, чем так взволнован собеседник.
Так и героя Марата Башарова мало кто понимает, а если и понимает, боится в этом признаться. Жену (Елена Захарова) больше волнует сам факт предстоящего отъезда мужа, а не причины, побуждающие к нему. Она – просто женщина, тоже уставшая, тоже не знающая, как пробить следующий потолок и ощутить вкус жизни. Отец (Александр Галибин) даже не хочет разбираться в причинах метаний сына, когда сам тоже когда-то подобное переживал, и просто советует поговорить с матерью. Друг (Иван Мамонов) находится таком же состоянии, как и главный герой, он непрерывно делает ремонт в квартире, и, устраняя бытовые неисправности, бежит от неисправностей душевных. Выход из кризиса через другой взгляд на ситуацию предлагает лишь таксист (Иосиф Райхельгауз), подвозящий героя Башарова на вокзал: торгуясь о цене и моменте оплаты поездки, он подаёт идею смотреть на жизнь проще и веселей. Но непонятно, воспользуется ли советом главный герой.