Семь причин полюбить фестивали искусств

Мы побывали на Дягилевском, впали в непобедимую эйфорию и решили на его примере рассказать вам о том, как это здорово и увлекательно — фестиваль искусств! Ведь в Москве и Петербурге (и не только) их проходит множество каждый год, даже с поправкой на пандемийные ограничения. И если вы пока что ещё не стали их завсегдатаем — то, может быть, стоит. По крайней мере, мы видим как минимум семь причин для этого.

Открытие Дягилевского фестиваля. Фото Никиты Чунтомова
  1. Редкие и уникальные события…

И дело даже не в том, что, судя по расписанию musicAeterna, программу Lux Aeterna в этом году покажут в Зальцбурге в июле, а концерт «Мистерия» — в Париже в декабре, а когда их ждать в России — неизвестно. Просто фестиваль — это чаще всего череда премьер, если не мировых, то российских. В том числе проектов, созданных специально для фестиваля и/или в копродукции с всемирно известными режиссёрами, вроде Роберта Уилсона, который совместно с Теодором Курентзисом представил на Дягилевском «Травиату» в 2016 году, или Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре», 2018). А ещё у многих фестивалей есть свои уникальные «фишки» — как пермские ночные бдения или piano-gala, где аудитория слушает музыкантов в темноте, удобно устроившись лёжа.

Византийская утреня. Фото Гюнай Мусаевой
  1. …и интересные иностранцы…

Даже в условиях всеобщего закрытия границ организаторы Дягилевского умудрились привезти в Пермь бельгийскую танцтруппу Peeping Tom , японского электронщика Рёдзи Икеду и хореографа из Нидерландов Наннин Линнинг. Впрочем, может быть, это случилось не только вопреки, но и благодаря: из-за ковидных ограничений у супервостребованных художников появились «окошки» в графике, расписанном аж до 2027 года.

Как бы то ни было, на фестивалях часто показывают важные спектакли, концерты и перформансы из-за рубежа. А это не только источник нестандартных впечатлений, но и совершенно непривычная оптика, удивительный шанс другого видения. Ведь даже будучи, например, в Париже, мы смотрим вокруг из собственной головы, а французский театр даёт нам возможность посмотреть на мир из головы французов! Но и гастролёры из регионов чаще всего стоят внимания: Россия так велика и неоднородна, что и взгляд соотечественника на жизнь может стать откровением.

Peeping Tom: «Пропавшая дверь / Потерянная комната». Фото Андрея Чунтомова
  1. …в прямом доступе.

Это только кажется, что подобные праздники устраивают одни специалисты для других! Обычно образовательная или дискуссионная программа даёт зрителям лучше понять и принять непривычное или экспериментальное. А билеты на большинство событий большинства фестивалей на первых этапах продаж можно купить за вполне приемлемые деньги. Так, цены на многие мероприятия Дягилевского стартовали всего лишь от 300 рублей.

Антон Батагов, «Оптическая иллюзия». Фото Никиты Чунтомова
  1. Актуальность и нерв эпохи.

Кураторы, составляющие программу фестивалей, чаще всего (а в случае с Дягилевским — всегда) ориентируются на самые острые и яркие темы, сюжеты и форматы, предлагая зрителю интересный срез для поиска взаимосвязей, формулирования обобщений и выводов. Мы вот, например, много разного надумали по поводу перформативной программы этого года.

Рёдзи Икеда, Superposition. Фото Никиты Чунтомова
  1. Многоформатность.

Фестиваль — это обычно не только спектакли и/или концерты, но и выставки, арт-медиации, творческие встречи и разные междисциплинарные проекты. Например, в этом году вместе с Дягилевским в Пермской художественной галерее открылась выставка «Столпы русского авангарда. Три точки зрения». А гости фестивального клуба получили возможность задать вопросы множеству композиторов, музыкантов, исследователей — в том числе Владимиру Мартынову, Антону Батагову, Сергею Невскому, Алексею Ретинскому… Ну, и послушать их в неформальной обстановке и узнать неожиданное, например, о музыкальных предпочтениях Леонида Десятникова («Я Билли Айлиш люблю больше, чем Штокхаузена. Предаю свой класс!»).

Творческий вечер Леонида Десятникова. Фото Андрея Чунтомова
  1. Новые знания и умения

Непривычное и непонятное часто нуждается в расшифровке — и в программу фестивалей обязательно входят лекции и обсуждения. В позапрошлом году желающие смогли принять участие в репетициях самодеятельного хора и выступить на настоящем концерте! А в этот раз хоровой мастерской не было, но были мастер-классы по вокалу, технике речи и сценическому движению, а также художественные погружения для взрослых и детей

Ну и, конечно, подобная концентрация мэтров и гуру — настоящий магнит для профессионалов: на Дягилевский со всей страны приезжают поучиться начинающие музыканты и музыковеды, хореографы, танцовщики и так далее. И это источник ценного опыта даже для не-специалистов: так, в этом году зрители могли посетить мастер-класс маэстро Курентзиса для вокалистов и дирижёров. И вынести с него кроме радости и восхищения некоторые совершенно универсальные рекомендации, вроде такой: «Я хочу, чтобы ты чувствовала каждой клеткой. Ты пытаешься управлять интеллектом, но клетка твоя молчит».

Мастер-класс Теодора Курентзиса. Фото Гюнай Мусаевой
  1. Красивые и интересные персоны

На фестивали искусств съезжаются творческие люди со всей страны и мира! И даже если вы не мечтаете подписать книжку у Мартынова, выразить своё восхищение Десятникову или сказать Ранневу «спасибо» за «Прозу» — уже наблюдать за этим удивительным сообществом — одно удовольствие. Кроме того, в пёстрой толпе друзей, приятелей и шапочных знакомых проще простого завязать с кем-то короткий, но приятный и продуктивный разговор.

Фото Марины Дмитриевой

В общем, фестиваль — это яркие впечатления, полезные знания, новые знакомства и радостные открытия для всех желающих. Ходите, пожалуйста, на фестивали! А мы постараемся быть рядом, чтобы подсветить самое важное и достойное внимания.

URL List